Этот поход не был запланирован заранее, но внезапно возникший двухнедельный перерыв в работе Нины подвиг нас на несколько необычный план: сначала съездить на море в кемпинг, а затем еще и сходить в горы. Именно в такой последовательности, хотя классическая формула звучит как “через горы к морю”. Вернувшись в Пятигорск, первым делом я засел в Интернете на сайтах прогнозов погоды, ибо то, что творилось за окном, никак не вызывало желания покинуть уютную двухкомнатную “каменную палатку” и утром следующего дня идти в поход. Но ни один из прогнозов не обещал ничего, кроме дождей, ни в одной точке горной местности от Тырныауза до Архыза. От высоты местности зависела только температура дождя, но не его отсутствие. Некоторая надежда вырисовывалась к пятнице - субботе (а был вторник), но нас это никак не устраивало. Посему выбор маршрута проходил по критериям “меньше переправ, подальше от ГКХ, наличие кошей (чтоб обсушиться)”, ну и желательно его популярность, т.е. посещаемость.
-
День первый
Нежарко, но пока без дождя
Еще до отъезда на море была проведена подготовительная картографическая работа по четырем маршрутам. Материалы по двум из них лежали у меня в рюкзаке даже на момент нашего прибытия на автовокзал. И, как специально, рядом стояли два автобуса – в Нальчик и в Черкесск с одинаковым временем отправления. Известный осел точно умер бы в этой ситуации, но Нина приняла решение… и мы сели на нальчикский. Так родилось повторение похода двухгодичной давности. Но повторение касалось только нитки маршрута, кол-ва участников и моего участия. Все остальное вышло по другому…
Пятигорск – Баксан – Тырныауз – В.Баксан. Два с половиной часа езды на трех транспортах, 560 руб. за двоих – и вот мы стоим на пути к Джилы Су. Начало похода, тяжелые рюкзаки, плюс захваченные из дома совсем не походные жареные полкурицы (чтоб дома не пропала) и огурцы, докупленный в В.Баксане хлеб (и, как потом выяснилось, булочки!)… но вот полтора часа подъема, пройдены 500 м. вертикали – очень неплохой темп, благодаря нежаркой погоде.
По пути встретили небольшую группку туристов, кажется из Н.Новгорода. Никакой полезной информации от них не получили – они шли из Кисловодска. Вообще, туристов на пути было много. География поражает: тот же Н.Новгород, Москва с Днепропетровском (2+2), Киев, Чехия, Минск, Франция… может, кого забыл. А, да, Элиста+Ставрополь, но эти скорее матрасничали, или совершенствовались духовно.
Ночевали при впадении р.Уллуесенчи в р.Кыртык, высота 2430м. Ниже нас стояли чехи. Вечером на ручье удалось немного поговорить с одним из них. На русском у них всего один балакает, так что с Мареком мы говорили на “школьном английском”. Немного отвлекусь на подходящий анекдот. Встречаются в Лондоне на известном мосту два джентльмена. Один спрашивает: “Вич вотч?”(чей часы?). Другой отвечает “Фиф клоч”(пять часы). “Сач мач… Мач сач!” (обмен репликами, типа, дохрена как поздно). Уловив знакомый акцент, первый вопрошает “ПГЛУ финиш?” (конец Пятигорский иняз?). “Аск!” (спрашиваешь!) – гордо отвечает второй джентльмен….
-
День второй
Из долины р.Кыртык к пер.Кыртыкауш
С утра чехи явно не спешили, да и вообще, снова увидели мы их только через двое суток, когда вынуждены были сделать днёвку на Джилы Су. Нежаркая погода продолжалась. Курица была съедена, мой рюкзак полегчал :) На перевал Кыртыкауш (3262м. по GPS) зашли за 3,5 часа. Немного тяжко (попали на крутые травяные склоны), но зашли. На категорию 1А он, похоже не тянет. Каменное творчество на нем не в первый раз поражает.
Вниз, до р.Исламчат, по ней до подъема на перевал с тремя названиями (Северный Каракайский, Эльдарбаши, Исламчат), далее часа два спуска и подъема до собственно Джилы Су… ничего особенного, кроме того, что далеко и долго. Многие делят этот участок на два дня, но не мы. Как и два года назад, непогода (дождь с градом) накрыла при подходе к началу подъема на второй перевал. Поставили палатку (а нашу двушку под проливным дождем ставить ой как тяжко, чтоб не замочить), сварили чай, дождались конца дождя. Высунулись…. А кругом стадо из коров и на подходе гигантская отара!!! И вода, если в нее не бросать чабрец и чай с бергамотом попахивает дерьмом… место явно не для ночевки.
Пошли вверх. В 16:40 были на перевале (2900м., н/к). Вниз Нина не спешит, настроение… не очень. Выясняется, что кроме усталости, есть более существенные потери – растерта до крови правая пятка. Пластырь не помогает. Из последних сил доходим до Джилы Су, ставим палатку, успевая до очередного дождя. Что–то едим… кажется кашу, тушенку, спирт, спать…
-
День третий
Лечебные воды, лечебные грязи
Утром нас будит в 7 часов Солнце, вставшее час назад. Любуемся Эльбрусом, принимаем решение остаться на днёвку – подлечиться, посмотреть окрестности. С помощью моего швейцарского ножа Нина дорабатывает предательский правый кроссовок – вырезает натирающий пятку лампас. В тапочках идем пить воду, затем, как выяснилось по ходу, проводить лечение израненной пятки лечебным составом из осадков нарзана. Чистая самодеятельность, но помогает.
Прогулка по Чертовому мосту, далее до Серебряного источника (а он не работает, откроется через недели три, не ранее), до базы Кисловодского отряда МЧС. Там же – базовые лагеря коммерческих восходителей на Эльбрус.
Буханка немного не доехала...Возвращаемся по новому подвесному мосту через р.Кызылкол. По броду едут две буханки, одна МЧС. Она и падает в реку, хотя только что навстречу по тому же месту прошла другая машина того же класса.
Вечером к нам подходит местный “сторож” и вполне официально (с выдачей корешка приходного ордера) взимает 100 руб. за двоих за те лишние сутки, что мы здесь задержались. Я не против, ибо наезжает он на всех, даже на наших соседей, каких-то силовиков из Нальчика (мы их прозвали Кекс и Укроп, ибо говорили они, как два нарка - может, профессиональная деформация?), требуя 1500 руб. за 8 дней. У них “Нива” без номеров, они посылают сборщика подальше. Я заодно интересуюсь, как здесь с попутками на отъезд – говорит, уехать в Кисловодск или Тырныауз - не проблема, можно даже “заказать” такую услугу у МЧС.
Кстати, интересный факт: есть ОДНО место, где ИНОГДА ловится ставропольский Мегафон. Иногда приходится ловить минут 20, иногда 5, но связь появляется. Необъяснимо, но факт. Если пойдем дальше, то на работу опаздываем на сутки – желательно предупредить. Решаем, что “утро вечера мудренее”, продолжаем лечение водами, ложимся спать.
-
День четвертый
Переправа будет ЗДЕСЬ!
Утром (09:20) Нина принимает решение – ИДЕМ ДАЛЬШЕ! По плато Ирахиксырт (2800 – 3000 м.) быстренько (3 часа от МЧС) дошагали до поворота р.Кызылкол, где надо делать через нее переправу. Но, хотя время было 13:20, стали на стоянку. Мутная река гремела камнями, а только что встреченные нами могучие минчане переходили ее почти по пояс. Нам такого экстрима не надо, тем более, что на противоположном берегу точно так же безуспешно искали брода коллеги… так и не перешли.
После легкого обеда (задержка на сутки облегчила рюкзаки и сократила рацион) прогулялись вверх по течению и наметили на завтра место переправы – там же, где и два года назад. Чуть ниже из воды торчала трекинговая палка - не повезло кому-то. А напротив нашей стоянки на другом берегу телепалась на камнях шкура, похожая на медвежью, правда, довольно измочаленная.
В 50 метрах от стоянки есть чистая вода плюс источник нарзана. Вечером мешаем спирт с нарзаном – и так все вечера, кроме первого. 550 мл. хватило на двоих на 5 ночевок. Но иногда хотелось больше – по погоде и по состоянию организма.
-
День пятый
А вот и ледник Уллучыран
Несмотря на высоту ночевки 2900 м. спалось тепло. Часам к 4-м я встревожился. Вспомнились Витькины слова “теплая ночевка – к дождю”. А нам утренний дождь был совсем не нужен – вода опять поднимется. Посему, когда дождь начался в 05:10, объявляется аврал. Собираемся в палатке при фонариках, завтрак отменяется, кладу в карман пакет чернослива (200 г., “Магнит”) и две пачки аскорбинки. Накрываем рюкзаки дождевиками и в темпе сворачиваем палатку. Через 6,5 часов эту спешку я вспомнил и покрылся холодным пОтом…
Переправились легко, в тапках и носках (заодно слегка постирав оные), воды чуть ниже колена. Палка очень помогает, ибо дна не видно в принципе. Через полчаса после переправы находим тропу близ перевала Бурунташ (3090м. по GPS). Время 06:40. Дома еще час можно было бы спать :) А тут… Дождь кончился, но тучи и туман бродили над головами. Идем без остановок к перевалу Балкбаши, любуемся видами Эльбруса, иногда проглядывающим сквозь молоко небес.
Иногда тропа теряется, тогда просто идем повыше, и вскоре она догоняет нас снизу. Перевал Балкбаши (1А, 3710м. по GPS; второй год замеряю – все выше официальных 3691м.) несложный, наверное, тоже категорию снимут… хотя прикольно будет смотреться “3710 м., н/к”. Но есть в нем место для категории – если идти в лоб, или спускаться как мы с Витькой в 2008 г. – километр вертикали по живым камням. В 10:00 пьем чай.
Вечерний вид на ЭльбрусСпуск с перевала Балкбаши по “правильному” маршруту выматывает. Два часа все время вниз, пока не доходишь до карачаевских Джылы Суу. Народа – кот наплакал: две Нивы и один УАЗик, собирающийся уехать через два часа в Карачаевск. Да еще пяток как бы буддистов из Москвы, Элисты, Ставрополя. Ванна свободна – иди, купайся… вот только ОПЯТЬ НАЧИНАЕТСЯ ДОЖДЬ!!! Мы проскочили почти что “между струйками” утреннего и дневного дождя, затратив 6 часов на этот переход, включая чай на перевале. Срочно идем к знакомому камню, где два года назад стояли с Витькой, вытаскиваем палатку…. ГДЕ ДУГИ??????? Я начинаю вспоминать, что в процессе готовки чая на перевале вытряхивал почти весь рюкзак…. Их не было. Значит, оставили на прошлой стоянке, суматошно собираясь под дождем. Причем собирали не в обычном порядке. Ноющая боль, отчаяние, растерянность. Нина хладнокровно заявляет “проверь ВЕСЬ рюкзак”. Ну да, обычно мы тщательно осматриваем место стоянки после сборов, но сегодня было не до этого.- точно помню.
Нашлись дуги. Отдельно от палатки, прилепились в рюкзаке в уголочке. Вот это был адреналин…. Ставим, обедаем, идем принимать теплую ванну. Ну да, вода +18°С, на воздухе явно меньше. Первый день надо принимать ванну 5 минут, второй и последующие – по 15. Но у нас есть только следующее утро, так что принимаем две ванны в день – кто сколько выдержит этого “тепла”. Вечером допиваем спирт. Я думаю только о том, чтоб завтра не было дождя - ведь идти еще 18 км.
-
День шестой
Большое видится на расстоянии...
Дождь, сука, пошел в 04:34. Шел около часа, потом кто-то дунул и...
Но северный ветер - мой друг,
Он хранит все, что скрыто.
Он сделает так,
Что небо станет свободным от туч,
Там, где взойдет звезда Аделаида.
© БГ
Именно так. Пошли купаться, потом завтрак, сборы… выход в 07:35. Точно, как два года назад – может, это связано с камнем, возле которого ставили палатку :) ?
Метрах в 300 ниже, возле гостиницы стоят несколько палаток – видать, приехали поздно вечером. Пытаюсь узнать, кто такие… не понимаю. Нина говорит: “отстань, это французы”. У них есть проводник, он выспрашивает у меня дорогу на перевал :) На всякий случай сообщаем ему и подробности переправы через Кызылкол. Товарищ не врубается, “какие проблемы?”. Француженка, к которой я поначалу приставал, уныло смотрит на гавно под ногами, рядом с ногами, на дороге... много его там. И не замечает, что СОЛНЦЕ ПРИВЕТСТВУЕТ НАС И ПОКАЗЫВАЕТ ЭЛЬБРУС!
Лесовоз - значит Хурзук уже близко!Крылья сложили палатки - их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук – самолет
© Ю.Визбор
До "самолета", то бишь автобуса в Карачаевск, нам еще топать 18 км. вниз с перепадом высот 1000 м. Вроде и ничего сложного, но на дороге лужи, грязь, коровы… зато по обочинам – малина и земляника. Сбор которых замедляет темп движения :) К концу путешествия усталость накапливается, и вот уже бесконечной кажется эта не самая плохая, в общем-то, дорога. На ее крайних 11 километрах расположены 10 мостов, плюс еще один в самом ауле Хурзук. Их подсчет и занимает основную “работу по маршруту”. Есть и красивые места, но больше приходится смотреть под ноги.
Наконец запищал телефон – стали сыпаться сообщения о пропущенных звонках. Еще 10 минут – и мы в Хурзуке. Дошли за 4,5 часа. Покупаем помидоры, огурцы, хлеб, пиво - мочаковское, редкостной гадости пойло, но остальное либо Балтика, либо крепкое. Садимся возле кладбища (местный City) и объедаемся под резкий гортанный говор местных “автолюбителей”. Кстати, легковушки, как и лесовозы, больше половины – без номеров. Не обращаем внимания, ждем автобуса. Который появляется со стандартным опозданием минут на 15. Что поделаешь… автобусу на вид минимум четверть века, водитель тоже “не мальчик”. Но на пересадку в Карачаевске (ГАЗель Домбай-Кисловодск) мы успеваем как раз. Тут уже водитель – АС! Домчал максимально близко к электричке, даже немного отклонившись от маршрута.
На станции Минутка пьем живое осетинское пиво “Баварское” – свежее, холодное, дешевое (31 руб/0,5) и вкусное. Подходит электричка… через час мы дома, где нас встречают три рыбы, не кормленные 6 дней. Мы им привезли подарки – камни с перевала Балкбаши… Через полчаса квартира ничем не отличается от заброшенного коша – бардак, запах, теснота… МЫ ДОМА! :)
P.S. Полезные координаты (WGS-84):
N 43°26,146' E 42°32,460' - место в Джилы Су, где бывает состовая связь
N 43°25,420' E 42°26,168' - удобная переправа через р.Кызылкол
Вспомнилась еще одна забавная вещь с этого похода…
Я уже писал, что в балкарских Джилы Су есть место, где иногда бывает прохождение сотовой связи. Ставропольского Мегафона Так как мы задерживались на сутки, а с работой мне связаться там не удалось, я решил повторить попытку с пер. Балкбаши. Ессно, никаких гарантий, но…. вот под ногами вся Карачаево-Черкессия, высота 3710 м., почему бы не попробовать?
Достаю телефон, включаю… “поиск сети”… “нет сети”… “что-то с цифрами” - ЕСТЬ СЕТЬ? Неважно, как она здесь называется, плохо вижу (темные очки, слабый на солнце экран), нажимаю повтор вызова. В ответ какое – то сообщение на экране. Приходится снимать очки, загораживаться от солнца…. Читаю: “Только 112”. Вот такая там “сеть” :)
Даты похода:
2010 июль, 14 - 19
Публикация:
2010-07-20
Все походы в этом районе:
Поиск по ключевым словам: