Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

Партизаны полной Луны
Озеро, за которым спуск к р.Маруха

После этого похода прошло уже больше года, а рассказ о нем все никак не складывался. Точнее, он не укладывался в привычную схему "день первый, день второй...". В памяти яркими пятнами остались отдельные моменты, редко или очень давно случавшиеся и в других походах. В этом же они умудрились начаться с самого начала и не закончиться даже после прибытия в конечную точку похода. Поэтому рассказ будет построен по другому принципу.

• Кассовый аппарат

Собиралась наша команда на автобусной остановке в Теберде. К 9 человекам, приехавшим из КМВ на арендованной ГАЗеле буквально через 15 минут присоединились трое, приехавших на рейсовом транспорте из Невинномысска. Один был прожженным солистом, человеком отличных физических кондиций, целеустремленным трезвенником-вегетарианцем, с которым мы уже полтора раза ходили по горам. Двое других, мама и взрослый сын, были с нами впервые. На этапе подготовки в форуме обсуждались физические кондиции, походная экипировка, так что считалось, что все были "в курсе". В курсе чего именно – не уточнялось.

А ваша собака какого пола?

Дождь пошел сразу, как только мы отошли от остановки. Кроме дождя, пошла еще и большая местная собака. У нас была своя собака Тасси, зачем нам еще одна? Но Лариска (такую мы ей дали кличку) видимо решила, что мы ей пригодимся, и не уходила. Что ж, впереди – заповедник, еды там много, может она и останется, когда поймет, что мы на нее не рассчитывали.

Когда выходишь на маршрут из Теберды или Домбая, обязательно попадаешь на территорию Тебердинского Заповедника. Нам предстояло идти по долине р.Муха в сторону перевала Мухинский, вдоль границы заповедника. На официальном сайте есть расценки за проход по этому маршруту – 50 рублей с человека. Обычно с тех, кто идет с приличного размера рюкзаком, предполагающим ночевку, берут двойной тариф – мы готовы были заплатить и по 100. Но платить было некому. В отличие от других маршрутов, начинавшихся с КПП, здесь были только таблички с грозными предупреждениями. "Где же касса?" – этот вопрос мучил меня несколько часов (особо сильные периоды дождя мы пережидали под большими деревьями), пока не нашел своего логического разрешения. На повороте дороги к р.Азгек нас ждала опергруппа заповедника. Возле УАЗика стояли люди с оружием и без, а также часть нашей группы.

- Наконец-то мы нашли кассовый аппарат!, - воскликнул я. Смех обладателя автомата Калашникова плохо сочетался с угрюмыми лицами наших друзей. Мы попали на штраф (ст.8.39 Административного Кодекса). Робкие попытки "порешать вопрос на месте" успеха не имели, начали оформлять протоколы. Пощадили только сегодняшнюю именинницу, маму взрослого сына. Еще была надежда, что протоколы порвут, выбросят, "продадут" нам – все оказалось бестолку. Задержка составила часа два, но, когда опергруппа уехала, мы без раздумий сделали то, за что нас уже оштрафовали НАПЕРЕД – вошли в пределы Заповедника и пошли вдоль заповедной реки Азгек. Осадок, однако, остался.

• Скороход и волейболисты
    Верховья р.Азгек

Вечером того же дня, набрав за день 1100 метров по вертикали, мы устроили лагерь в истоках р.Азгек. На вечернем столе были даже домашние (с дачи) помидоры и огурцы! Впервые покормили Лариску – просто заварили доширак. До конца похода это была ее основная пища.

А наутро оказалось, что мама и сын дальше с нами не пойдут. Причем оказалось это как-то тихо: просто они долго собирались, что-то перекладывали – тут и был замечен в одном из их рюкзаков НАДУТЫЙ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЙ МЯЧ. Всякое мы тогда передумали... через год с лишним выяснилось, что в походе никто играть в мяч не собирался, а вот на море, куда они собирались попасть из Архыза – таки да. Ну, что там мяч – лет 25 назад я и ласты как-то тащил, сил хватало.

И вот, когда мы все уже потянулись на первый наш перевал Тогузкёль, кто-то, шедший последним, сказал, что они возвращаются в Теберду. Наша организация отдыха для них не подходит. Забегая вперёд, скажу – они сделали правильный выбор, однако озвучить его хотя бы за завтраком, было бы совсем нелишне. Но – сделали это так, втихую...

На следующее утро нас покинул и быстроногий солист. Смутно припоминаю, что еще за вечерним "чаем" в первый день были сделаны прикидки возможного времени прибытия в Архыз и они его не устроили, ибо получалось опоздание на работу на сутки. И развил он скорость приличную, оставаясь впрочем, на связи (рации по 4 Вт LPD диапазон) еще сутки. Был нашими удаленными глазами:) Осталось нас 9 человек...

• "Жаль, подмога не пришла"

С начала похода прошло уже несколько дней. Очередной перевал Арючат на спуске оказался слишком каменистым – и мы прилично растянулись. Группа в девять человек шла как "6+3". Обувь разная, подготовка, морально-волевые и лидерские качества, привычный круг общения – какой из этих факторов был решающим для такого разделения, сейчас уже не имеет значения. Я был в первой группе из шести человек и, хотя судьба троих отстающих меня тревожила, больше был озабочен поиском правильного пути. Перевал сей посещается не часто, тропы либо заросли, либо пропали в буйной траве возле близкого уже коша. Зачем нам кош, тем более что вот она, мощная тропа – на противоположном от коша берегу речки? Перешли, сели в тени за поворотом, ждем троицу. Долго ждем. Наконец я решил вернуться на жаркую реку.

Они тоже сидели и ждали. На другом берегу реки. Что-то объясняли, тыкая пальцем в навигатор. Пришлось мне перейти назад. По их прибору получалось, что где-то за кошем есть хорошая тропа и надо нам возвращаться и идти с ними по их навигатору. Я объяснял, что мы и так сидим на тропе – зачем искать еще одну? "Но вот же, навигатор"! Развернулся я, назначил сбор внизу у моста через р.Аксаут и ушел к своим.

Наша тропа уходила в сторону, потом пошла вверх – мы ошиблись, а правы оказались трое с навигатором. Возвращаться не стали и ломанулись вниз через лес, кусты, валежник, бурелом... С нами были обе собаки. Лариска шла сама, Тасси иногда беспомощно останавливалась перед сплошными зарослями. Гобляндия, обычное дело. Но выматывает, если на руке еще и собака.

К мосту мы пришли вторыми. Нас уже ждали 15 минут и разучили издевательский вариант песенки "Жаль, подмога не пришла". Слова уже забылись, а вот ощущение подъебывания – нет. Уставший человек может реагировать весьма эмоционально, и мне повезло, что я сдержался. Внешне – да, но внутренне...

• Десятиозерный спуск в Маруху
    Покорители перевала Десятиозерный

Фантастически красивая местность в районе перевала Десятиозерный. Путь к перевалу на начальном этапе совпадает с путем на перевал Ходюк, но в определенный момент тропа на Ходюк уходит направо-вверх, а на Десятиозерный продолжает идти прямо. Нас окликнул пастух сверху – мол, не туда идете, но мы знали, куда нам надо. Еще пара часов каменного мазохизма – и мы на перевале, который вдруг превращается в озеро после нескольких метров спуска.

Озер там много – и все большие, разные по форме, по обрамлению холмистым рельефом. Впечатление такое, что мы парим в небесах на летучем острове с озерами. Виден противоположный хребет долины р.Маруха, а самой реки нет – оттого и ощущение летучего острова. Каменные головы разговаривают друг с другом, на боковых хребтах куча замков с башенками. Иногда башенки окутывают легкие облачка, но все очень быстро меняется. Хочется остаться там, походить, посмотреть, пофоткать – очень необычное место.

Пара озер на летучем острове

Между тем, погода идет к дождю. Долина Марухи с севера все плотнее забивается свинцовыми тучами. Надо было бы настоять на ночевке наверху. Но тут начались поиски спуска (кстати, наверное лучший вариант находится сразу за последним озером) и вдруг показалось, что впереди видна шикарная тропа, спускающаяся рядом с речным каньоном в Маруху. Мы и пошли к ней, уже под дождем. "Навигатор показывает, что тропа есть в 3-х км. отсюда" – и перст хозяина навигатора упирается в суровый хребет, отделяющий нас от той тропы. Скорее всего, там была тропа с перевала Ходюк, но нам к ней не добраться. На навигаторе не было ни того хребта, ни горизонталей – вообще никаких элементов рельефа.

Утро на Марухе

Стоим под дождем, ждем результата разведки, ибо тропа оказалась каменной осыпью ВВЕРХ, а речка, вдоль которой идем уже четверть часа, похоже, превращается в водопад. Разведка по рации доносит плохую весть – водопад. Уходим на четвереньках вверх по осыпи. Там лес, может где-то он имеет надежный для спуска склон. Совсем мокрая собака Тасси дрожит от холода – нормальная температура ее тела около 39°С, а дождь очень холодный. Хозяйка берет ее себе под куртку. Лариске всё нипочем.

Спуск мы не нашли, спускались, как получится. С потерями экипировки, камнями, летящими в рюкзак, матами, нервами... мокрые, злые. Разделение "6+3" на этом спуске закрепилось окончательно. Ужин на берегу р.Маруха готовили уже в темноте и раздельно по палаткам.

• Некатегорийные изыскания

Перевал Чабаклы мы не нашли. Это стало мне понятно, когда я с товарищем полз по крутому травянисто-осыпному кулуару, поминутно срываясь и цепляясь за любой пучок травы. То, что за маячившей вверху седловиной находится спуск к Рыбному (Чабаклы) озеру, я знал наверняка. Бывал там дважды, вот только заходил не через перевал, а сбоку-сверху.

По скалам на некатегорийный перевал

Мы были вдвоем, хотя подъем начинали девять человек и две собаки. Куда все подевались? Трое "отщепенцев с навигатором" ушли далеко от седловины, доверяясь магической стрелке прибора – их давно уже не было видно и слышно. Еще четверо из нашей шестерки предпочли маршрут по узкому скальному ребру, проходящему вдоль одного из бортов кулуара и, похоже, разделились уже там, в соответствие с индивидуальными скоростями подъема.

Товарищ вылез на седловину, рядом с ним появилась собака Лариска. Я решил передохнуть лежа, уцепился за каменный выступ, подтянулся. Выступ оказался "чемоданом", который отскочив от земли, больно ударил по своду ступни. Отдых отменялся – надо ползти, пока не стало хуже. Кое-как я вылез на седловину. Да, Рыбное озеро было на месте, мы не ошиблись. Но перевал явно не н/к, либо не Чабаклы. Либо вообще не перевал. Вскоре появились наши "скалоходы" и вторая собака. Все были взбудоражены, ругали разработчика маршрута. Ждали "навигаторщиков". Они появились через полчаса на недалекой вершине метров на 150 выше нас. Наверное, вершина и есть перевал Чабаклы, тупо думал я, хромая вниз к озеру. Наш солист, как выяснилось через неделю после похода, один лишь нашел перевал - он оказался совсем не над озером и действительно некатегорийный.

Озеро Рыбное - форма соответствует

Вечернее общение оказалось самым натянутым за все время похода - еще вчера практически кончился спирт, самая лучшая смазка разговора (если в меру). Развлекались, устроив соревнование дискотек. Победила песенка про Тольку (Лепс). Под ее n+1-й повтор все и уснули.

Утром надо было просто дойти от Рыбного озера до поселка Архыз. Без навигатора, можно и без карты, с закрытыми глазами – там НЕГДЕ блукать, почти везде есть могучие тропы. Но... троица опять куда-то отстала. Ждали их возле переправы, ждали долго. Даже пытались сделать мостик, чтобы они не разувались. Уставши ждать и отдыхать, пошли сами. Они догнали нас при подъеме на перевал Архызское Седло. Мы шли по самой жаре, понимая, что это – последний рывок вверх, а дальше - только спуск. Шли сосредоточенно молча. И вдруг за спиной (я шел последним) слышу знакомый голос откуда-то сверху: "А сейчас вы увидите, как вытянутся их лица".

Они ехали на лошадях. Нервы хозяйки собачки Тасси не выдержали, и она дала гневную отповедь новоявленным кавалеристам. Хамский ответ, аналогичная тирада - и вот уже стало ясно, что домой мы поедем хотя и вместе, но уже не одной командой.

А еще нас ошкурили на выходе из Заповедника – по 200 руб. отдали. Но тут хоть ясно было, что комедии со штрафом не будет (кстати, поприходили таки потом "тебердинские письма счастья" всем – и многие даже заплатили эти 2000 рублей), хотя за приведенную из Теберды Лариску шумели долго. Но она быстро нашла себе подходящее кафе, и стала при нем жить-поживать... а мы домой поехали.

P.S. Прошел год – и мы, случайно встретившись в кругу старых друзей, уже здороваемся и целуемся. Как будто ничего и не было тогда. Надо жить.

Даты похода:

2014, август, 09 - 15

Публикация:

2015-08-28

Все походы в этом районе: