Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

Озерный Рай
Панорама озера Перевального

Начало августа – идеальное время для горного путешествия. Вот и придумал Олег отметить свой день рождения в хорошем месте с хорошей компанией. За место отвечал я, а за компанию – он. Так и родился этот поход по перевалам и озерам Архыза. 4 дня - 4 перевала - 4 озера.

• День первый
    Едем, едем в соседнее село...

Шесть человек утром сели в пятиместный минивэн (один – в багажном отсеке) и поехали в Архыз. План на первый день был прост: поставить машину на охраняемую стоянку отеля "Романтик-2", подняться на 1360м. (из них 580м. используя подъемник канатной дороги), перевалить через перевал Федосеева, дойти до Турьего озера, на котором и заночевать. Все так и вышло, кроме стоянки – пришлось воспользоваться неохраняемой платной парковкой рядом с дорогой. И кроме пути подъема на пер. Федосеева - после канатки мы пошли траверсом в сторону Лунной поляны. Оттуда хорошо было видно, как мы могли бы сэкономить силы, поднимаясь по новым дорогам от верхней станции канатки. Впредь надо будет учесть и этот вариант.

Без отдыха никак...

До перевала от канатки мы добрались за 3,5 часа. Часто отдыхали, ибо в первый день – самые тяжелые рюкзаки и самые нерасхоженные ноги. К тому же двое из нашей компании, Катя и Саша, живущие в Москве, нечасто выбираются в горы. Катя была крайний раз 7 лет назад, причем начинала именно с этого перевала. Наверное, ей было труднее всех, но виду она не подавала. "Очкулан" (слово родилось в этом походе; смесь аула Учкулан и глагола "очкануть") ее пока не посещал.

Скромный ужин первого дня.

Дошли до озера, поставили палатки, устроили шикарный ужин из домашних припасов. Так уж повелось у нас, что в первый день еда почти не отличается от привычной "городской". Ну, разве что наличием разведенного спирта :) В этот раз мы взяли в поход 2,1 литра самого лучшего (степень очистки "Альфа"), да еще чуток коньяка - в среднем получилось около 120 мл. на одного алкоголика в сутки. Но это – в среднем :)

Вот так там моют посуду :)

Погода была ветреная, вода в озере холодная, купаться никто не хотел, даже после принятия спирта. Но – пришлось. Нина пошла мыть тарелки. Дунул ветер, и одна тарелка стала стремительно уплывать от берега. Как будто в ней сидел кто-то и загребал ложками, как веслами. Пока Нина снимала тапочки и носки, тарелка уплыла довольно далеко. Спасая имущество, она рванулась за ней – и очутилась почти по шапочку (лыжную) в воде. Тарелка была поймана, теперь предстояло возвращаться вплавь. Скользкие камни у берега не давали возможности выйти самостоятельно. Хорошо, что помогли товарищи, вытащили. Переодевание, попытка высушить одежду, лечение новой порцией спирта... вроде, жива.

Так и прошел первый день – весело и насыщенно.

• День второй
    Стоунхендж близ Турьего озера.

Это был день рождения Олега. Он хотел встретить его в горах на озере, причем чтобы озеро было прямо с утра. Мы так и сделали. Но еще большее озеро ждало нас в этот день к вечеру. Путь к нему казался простым: спуститься на 600м. от Турьего озера, подняться на 700м. до перевала Кяфар, а оттуда спуститься на 450м. – вот и озеро Кяфар, самое большое в КЧР. Длина 800м., ширина до 300м. Довольно теплое, так как хорошо освещается Солнцем и расположено не так высоко (2348м.). Самый раз, чтобы хорошо отметить день рождения.

Лестница к смотровой площадке.

Спуск от Турьего озера изобилует красивыми видами. Почти в начале пути встречается 15-метровая скала, на которую можно легко залезть и сделать потрясающие фотки. На все эти фотосессии у нас ушло довольно много времени. К 11 часам мы закончили спуск, перешли мелкую речку Кяфар-Агур и начали подниматься к перевалу Кяфар. В августе – это изматывающее испытание отсутствием воды. Я ходил там в августе 2012г., но, видимо, уже забыл об этой особенности. К 14 часам мы все же дошли до перевала. Спуск с него в сторону озера довольно длинный, особенно если идти к стоянке на южной стороне – там, где в озеро впадают два его истока. Поскольку завтра в планах был подъем к Лазурному озеру, мы и стали на южном берегу.

Самое большое в КЧР озеро Кяфар!

Как писал Ю.В.Ефремов в монографии "Голубое ожерелье Кавказа", в 1963 году преподавателем Ставропольского пединститута П.И.Костиным было проведено маршрутное обследование около 50 высокогорных озер, отнесенных к северному склону хребта Абишира-Ахуба с целью выяснения рекреационных возможностей района. Заботились люди о нашем отдыхе, спасибо им.

Не забыли выпить за новорожденного?

Пили, ели, поздравляли... опять пили... как пел БГ:

Вчерашний вечер остается смутным;

В конце концов, зачем об этом думать?

Найдется кто-то, кто мне все расскажет.

Через ледяную подземную струю!

Купались, правда, не все, ибо озеро в этом месте было холоднее, чем на северном берегу за счет подземного потока от озера Провальное. Вода идет под землей около километра – с чего бы ей быть теплой. Эмоции от перехода этого истока босиком (по пути к стоянке) написаны на лице Кати.

Поздравления, купания и выпивания, обсуждения маршрута на следующий день мигом закончились, как только Солнце скрылось за высокими горами западного берега. И сразу всем захотелось спать - ибо холодно, да и устали.

• День третий

Маршрут на день короткий, но в нем был самый трудный элемент похода - перевал Семнадцати Северный. Кроме Саши и Кати мы все проходили его – как летом, так и "зимой", то есть по снегу. "Зима" в этом месте - весь июнь.

Обсуждаем и выбираем перевал.

За полтора часа неспешно дошли до Лазурного озера. После короткой и бурной дискуссии решили идти через основной, т.е. южный перевал 17-и. Начало его смотрится как крутая мелкая осыпь, а продолжение в верхней части - нагромождение скал. Но категория его по спортивному классификатору ниже, чем у северного соседа. Правда, высота выше на 50 метров. Что ж... бесплатных завтраков не бывает, а такой же сыр находится известно где.

Не вляпаться бы тут...

На всякий случай решили позавтракать еще раз. Ибо для обеда время было слишком ранним, а как оно пойдет дальше... Заварили доширак, нарезали сала, какие-то еще вкусняшки. В 11 часов начали подъем по самому дальнему от озера склону. Полчаса – и мы прошли мелкую осыпь, за которой последовала крупная, не видимая снизу. Затем небольшое выполаживание – и вот мы стоим перед скалами. Виктор, как бывший альпинист, идет первым. Долго не раздумывая, идет прямо в лоб по первой же удобной ему расщелине. Следом идет Нина, но у нее нет такого опыта. Снимается рюкзак, начинается ВОСХОЖДЕНИЕ.

Я отдам колбасу!

Не нравится мне этот путь. Олег разведывает другие пути ближе к хребту, я нахожу путь правее подъема Виктора. Прохожу его без снятия рюкзака, за мной идут Олег, Саша и Катя. Нина немного перенервничала, ставим диагноз: "приступ спонтанного альпинизма". После выхода на более-менее ровную площадку начинаем лечение. Рецепт у нас на все случаи одинаковый – аскорбиновая кислота с глюкозой, перорально, 1-2 таблетки. Для ускорения действия лекарства используется секретная (и дорогая) добавка – шнапс Геринга, 250 мл. которого я взял с собой на всякий случай. Вот он и наступил. Лечение прошло успешно, дальше перевал проходим без проблем.

Озеро Перевальное под Речепстой.

Идем в направлении озера Перевальное, называемое в нашей компании "Камбала" из-за сходства береговой черты с одноименной плоской рыбой. Оно находится под перевалом Речепста Восточный. К нашей общей радости озеро по-прежнему великолепно, хотя и опустилось почти на метр. На берегах много мест для палаток, есть выложенные камнями ветрозащитные стенки, и даже трапезная со столом и огороженным местом для горелки. У кого-то до нас здесь было очень много времени и сил. Только мы поставили палатки, как появилась еще одна компания туристов, видимо еще издалека (или издавна) метивших на это место. Но... кто первый встал, того и тапки.

Время для купания!

Время около 13:30, погода хороша, озеро манит – купались все, кроме меня. В поход я беру, кроме ходовой, минимум одежды (в этом она весила 720 грамм), теплой практически нет, так что решил не создавать проблем со здоровьем вдали от цивилизации.

По прогнозу погоды на день выхода в этот день дождя быть не должно, но он пошел. Хорошо, что к тому времени мы уже успели не только накупаться, но и приготовить обед – гречка с тушенкой плюс разные вкусняшки, в том числе и лук. Даже чай успели заварить со свежими травами, которые в походах традиционно собирает Нина. Ну и спирта тоже традиционно развели. Дождь загнал нас в одну палатку, четырехместный Alexika Zamok 4, в котором сидя и лежа легко поместились все мы шестеро. Прекрасная трекинговая палатка с просторным тамбуром, служащая нам уже 15-й сезон.

После дождя чай и легкий спирт...

После дождя желающие пить чай пили чай, желающие пить спирт - половинную дозу, ибо, хоть по сути это и была отвальная, завтрашний путь нельзя было назвать легким и уж тем более коротким.

• День четвертый
    Идем к перевалу Речепста.

Простой перевал Речепста, хоть и считается в спортивном классификаторе 1А, а не н/к. Зайти на него с любой стороны – не проблема. От Перевального озера – широкая травянистая поляна с небольшим уклоном. От верховий реки Архыз (на некоторых картах она также называется Речепста), которая затем становится Псышом, а в итоге Большим Зеленчуком – некрутая тропа, траверсом спускающаяся к началу дороги, идущей над ее правым берегом.

Идем к пер.Речепста Восточный.

Ходили мы по этому пути и не раз. Длинная и неприятная, местами поднимающаяся довольно высоко дорога без единого деревца, а сейчас, похоже, что и без воды, не вызывала никакого желания идти к ней. Тем более, тропа шла далеко на запад, а нам надо на восток. Готовясь к походу, я нашел чей-то трек, идущий от перевала Речепста в восточном направлении и нанес его себе на карту. Наша прогулка по нему закончилась примерно через километр – как только мы решили спускаться с хребта Абишира-Ахуба.

Едем на лифте!

Трек шел туда же, вниз. Это был "лифт" – ползучая мелкая осыпь, убийца ботинок. По ней мы сбросили метров 200 - 250 высоты, лифт закончился, начался крутой траверс по траве, влажной после вчерашнего дождя. Ни одной коровьей тропинки, хотя шли мы в направлении на кош, который виднелся вдали. Я и Нина уже спускались к тому кошу в июле 2015 года, но тогда мы не смогли согласиться с направлением, которое нам задавала дальнейшая тропа от него. Сейчас дойти до коша было главной целью.

Я дам тебе руку... и сердце :)

Траверс мокрой травы прервался скалистым кулуаром – опять потребовались навыки скалолазания. Прошли этот кулуар, встретился другой. Прошли и его. Тут Виктор не выдерживает и, ссылаясь на болящую от ходьбы под углом пятку, резко меняет курс вниз. План его такой: спуститься либо до коровьих троп, либо до меньшей крутизны склона. Затем или продолжить траверс по тропе, или, если это уже будет довольно низко, подняться до коша, идя в восточном направлении.

По травке куда как лучше...

Ходит вниз он быстро, так что пришлось нам идти по его плану, хоть мне он и не понравился. В итоге до коша мы поднимались – это чтоб потом спускаться. Низко (2300м.), жарко, душно. Остановились после коша заварить макарошки, тут нас немного дождем побрызгало. Духота спала, но облака продолжали наползать на хребет, из-за которого мы сегодня перешли. Обычно там погода хуже – именно этот хребет создает замечательный микроклимат в Архызе.

Коровья тропа. Домой.

После обеда пошли по тропе. Она никак не хотела спускаться вниз, и я уже начал думать, что так можно по ней дойти как минимум до Лунной поляны. Чужой трек окончательно перестал совпадать с нашими передвижениями, хотя шли мы, судя по количеству лошадиного навоза, по главной здесь дороге. Встреченный молодой всадник подтвердил, что тропа выводит к асфальту. Правда, про другие ориентиры этого асфальта ("Дукка?", "Лунная поляна?") он или не знал, или не понимал нас.

Я здесь главный!

Как только нам окончательно надоело идти по этой обосраной тропе, мы пошли вниз, ориентируясь на какой-то зеленый домик, стоящий на поляне. Пошли вдоль слабого ручья, набрали воды и через час, к 14 часам вышли к автодороге. Стали с рюкзаками на обочине, Олег пошел за машиной. Как он потом сказал, мимо проезжали шесть машин – никто его не подобрал. Он прошел пешком до Романтика около 3,5 км., оплатил стоянку (550 руб. за 4 суток), вернулся за нами. Погрузились и поехали домой, не забыв зайти в ауле Архыз за хычинами и карачаевским пивом. Которое ожидаемо отсутствовало в понедельник. Не справляется завод. Взяли осетинскую "Баварию".

По пути домой лил дождь, как и предполагал прогноз на этот день. В Пятигорске мы были в 19 часов. Сухо, значит завтра – поход на дачу, поливать, что не засохло. Сказке конец :(

P.S. Участники похода (слева направо):

Утро Дня Рождения Олега!

- Олег Милантьев (Краснодарский край);

- Нина Милантьева (Пятигорск);

- Виктор Курдов (Пятигорск);

- Андрей Милантьев (Пятигорск);

- Александр Милантьев (Москва);

- Екатерина Милантьева (Москва);

Фотографии: Олег и Нина Милантьевы. Больше фото и свой взгляд на поход на сайте Олега Милантьева.

Даты похода:

2020, август, 07 - 10

Публикация:

2020-08-19

Все походы в этом районе: