Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

По следам Хайнца Грота
Вид с перевала Хотютау

"Человек полагает, а Господь располагает" – эту мудрость мы постигли в полной мере. Дважды меняли планы под стечением обстоятельств – и были вознаграждены великолепным днем, в который уложилась изюминка похода – перевал и ледовое плато Хотютау, ледник Б.Азау и Эльбрусское озеро, на котором в итоге остановились на последнюю в этом походе ночевку.

А ведь могли и не дойти...

• День первый
    Начало путешествия в Карачаевске

Задуманая на это лето "эльбрусская кругосветка" по многочисленным просьбам участников выродилась в поход Хурзук – Терскол. У одних не нашлось свободных дней сверх недели квази-отпуска, другие не хотели тащить лишний вес (еда еще на 4 дня), третьи ворчали "был я там уже"... в итоге сошлись на "продолжении банкета", т.е. прошлогоднего похода, закончившегося в Хурзуке. В принципе, если из Хурзука надо попасть в Терскол, то не стоит бродить по горам 6 дней – хватит и двух. Просто скажите водителю УАЗика, ожидающего вас при выходе из автобуса, "Ворошиловские коши, довезешь?" и поторгуйтесь о цене. Через час – полтора вы уже будете там и в объятиях погранцов, а еще через час (если с пропуском все в порядке) – на территории "зеленой гостиницы" перед началом всех трех маршрутов в Балкарию – через перевалы Хотютау (Хотиутау, как официально его называют погранцы) или Хасанхой-Сюрюлген, или Азау.

У нас же план был начать от горячих источников Битик-Тёбе (они же – карачаевские Джылы-Суу). Затем пройти перевалы Кольцевой (1А, 3353), Кюкюртлю Южный (1А, 3689, на карте Ляпина обозначен как пер.Кебек), ЭКТ (1Б, 3400, он же – Дмитрия Ваулина), Хотютау (1Б, 3549) и выйти на станцию канатки "Старый Кругозор". Дальнейший путь до Терскола проблем не представляет, хотя именно на этом отрезке я получил единственную легкую травму – поскользнулся на лаве и подрал ладонь. Всего раз шел без перчаток – и вот, как назло.

Нежаркое августовское утро

Не пешеходное начало маршрута выглядело так: Пятигорск – Кисловодск – Карачаевск – Хурзук – Джылы-Суу. Выйдя из УАЗика возле нарзанных ванн, мы замерзли до соплей, хотя и светило Солнце, а по небу (совсем рядом, ведь доехали до высоты 2600 м.) неслись редкие облака. Чтобы согреться, сразу рванули на пер. Кольцевой. Рюкзак на спине – отличная грелка, особенно в первый день похода. Как только согрелись, решили ставить палатку. Высота 3000 м., погода портится, время около 16 час. Были желающие дойти в первый день до перевала, но после 10 минут дискуссий пошел мелкий дождь и снег... споры прекратились. Любителей ночевать на перевалах я утешал тем, что следующая ночевка планировалась метров на 150-250 выше нынешней.

Наварили гречки, открыли пару банок тушенки, нарезали сало, хлеб, налили водки, купленной в Карачаевске - в общем, шиканули. Уснули часов в 8 вечера, ибо все в этот день рано вставали.

• День второй
    Корректируем маршрут

Утром с палатки отковыривали лед. Лето-2009 в этих местах, похоже, еще не начиналось. Перевал Кольцевой приятен тем, что с него открывается очень шикарный вид на запад Эльбруса – от пер. Фрунзе до г.Куршоу. Центром стоит великая стена Кюкюртлю, восхождение по которой имеет высшую категорию сложности – 6Б по альпинистской классификации. Такое место на Кавказе всего одно. Рядом с ней есть пара перевалов – Кюкюртлю Сев. (2А, 3876) и Кюкюртлю Юж.(1А, 3689), наш. При виде его, нас берет оторопь – к зимнему прохождению мы не готовы!

Две пары кошек на четверых, пара ледорубов, две пары трекинговых палок и 20 м. репшнура – вот и весь наш арсенал. Перед выходом я отговорил Витьку брать веревку и системы, мотивируя это здоровьем Нины (месяц после операции на глазе) и принципиальным своим нежеланием ввязываться в не предусмотренный планом похода альпинизм.

Решаемся на замену маршрута – идти через перевал Куршоу Западный, он же Куршоу Нижний, он же Тешикауш (1А, 3412). Я его прорабатывал, но в ходе окончательной подготовки материалов к походу выбросил описание из-за отсутствия фотографий. Троговая долина, ведущая к перевалу, видна при спуске с Кольцевого, но где там перевал – вопрос. На двух из трех карт, которыми мы руководствовались в походе, он не обозначен никак. Тропа через перевал есть только на одной, но она уводит почти в Хурзук. Ну что же, "ввяжемся в бой, а там посмотрим".

Очень подвижный лифт!

Спуск с Кольцевого – это езда как на лыжах по мелкой сыпухе к крутым обрывам. Видимо, за это он и получил свою категорию. Далее переправляемся вброд через р. Уллухурзук, вытекающую из - под языка л. Кюкюртлю. Идем вниз по берегу и через час встречаем группу из Миаса (Челябинская обл.), идущую в обратном направлении. Они идут туда, куда мы не стали соваться. Каски, кошки, веревки - экипированы они правильно. Немного посидели, пообщались, пошли своими путями. Челябинцы сказали, что нам попутчиками будут пермяки, идущие следом примерно в часе за ними. Но мы их не видели еще более суток. Неспешные, видать, граждане.

На перекусе обнаружилось, что мы чуть не лишились 2/3 запасов газа. Витька использует баллоны без резьбы (2 шт. по 230г.) и соответствующую горелку. Один баллон начал травить и пока грели воду на чай, огонь перекинулся и под горелку, хорошенько оплавив ее пластиковые детали. Хорошо, что я взял для подстраховки свою горелку и один баллон (тоже 230 г.) к ней, но с резьбой. Идти дальше с 230 граммами на четверых – безумие. После охлаждения Витькиной горелки паника прошла – все работает. Но травящий баллон оставили под камнем.

Готовимся к ночевке близ пер.Тешикауш

Площадку для ночевки под пер. Тешикауш (“Рваное Ухо") выбирали тщательно – кругом одни камни. Там есть площадка с остатками растительности, но явно заливаемая, а что будет ночью – никто не скажет. Остановились на высоте 3200, стали выкладывать стенки. Может, они и помогли нашей палатке не улететь, но все равно, ночь прошла экстремально. Палатка практически складывалась под ураганным ветром, ветер гулял внутри, а камнепады шумели со склонов г. Куршоу регулярно раз в полчаса. До нас, слава Богу, не докатывались.

• День третий
    Нежаркий август - готовим в палатке

Утром с первыми лучами Солнца тронулись на поиск и штурм перевала Рваное Ухо. Нашли и поднялись – вот и все, что можно сказать про этот перевал. Красиво, немного страшно возле края одного из путей подъема... НО ВОТ СПУСК – это совсем отдельная тема. Во первых, предстояло спуститься на 1500 м. Крупная осыпь, крутая трава, дальше бурный ручей, становящийся все бурнее по мере впадения притоков и увеличения крутизны падения. Карты не давали шансов на спуск вдоль него, но мы попробовали.

После обхода то ли второго, то ли третьего водопада (а иногда просто шли по руслу), мы уперлись в отвесный сброс метров в 40. Витька влез на боковую скалу, глянул вниз, слез, глянул вверх... вариантов обхода и спуска не было. Нина сгоряча предложила подняться Витьке (он же альпинист!) вверх по боковому скальному склону, на репе затащить рюкзаки, а мы уж сами, свободным лазаньем поднимемся за ними и верхом траверсом "куда-нибудь уйдем". Как я смог их убедить отказаться от этой затеи – сейчас уже не помню. 500 метров вверх (по вертикали) по ручью возвращались молча и тяжко.

На высоте 2550 увидели двоих туристов. Они бодро шагали по нашему пути. Я кинулся им навстречу – вверх по ребру, разделяющему долины ручьев. Наверное, это те пермяки, о которых говорили челябинцы. Может они знают путь отсюда?

Да, это были те самые пермяки, и путь они знали. Точнее, не сомневались в том, что он есть. По их карте выше слияния двух ручьев направо уходила тропа, начинающаяся с высоты 2500 и заканчивающаяся почти в Хурзуке, проходя траверсом пару хребтов без спуска вниз. Я посмотрел направо и вниз – немного примятая трава была как раз на той высоте. Через 100 м. она исчезала – типичная звериная тропа к водопою. Оставалось только ВЕРИТЬ, что это – путь отсюда. Куда угодно. Начинающийся дождь разрешил все сомнения в пользу установки палатки. Витька и Monstr заработали ледорубами как типичные таджики, расчищающие арык кетменем. Площадка была под квартиру на двоих – через 10 минут уже можно было ставить там наши хоромы (Alexika Zamok 4M).

Настроение в команде было тухлое даже после ужина. Вторая неудача за второй день – хоть возвращайся. Но и вернуться было проблемой. Неожиданно Нина проявила интерес к картам:

– Так говоришь, у них на карте та же тропа, но они уверены, что путь вниз есть? Дай карту... Это что за лапки? А эти птички что значат? А почему эти линии такие волнистые... ух ты, да они еще и разных цветов... А ВОТ ЭТОТ ПУНКТИР ТЫ ВИДЕЛ?

Я был поражен – на сгибе карты пятнадцатилетней давности она УГЛЯДЕЛА (не зря делали операцию!) слабый пунктир, отходивший от этой тропы ВНИЗ параллельно реке – в миллиметре от нее. Координат на той карте, ессно, не было, но это была туристская километровка, а под рукой была линейка. Одна минута по долготе на широте 43 градуса будет 1852*cos 43°=1354 м. Восстанавливаем меридианы мест стоянки и начала спуска, прикладываем линейку... 19 мм, достаем сотовый, считаем – это на 1,4 минуты западнее. Все, завтра засекаем долготу при выходе (стояли в ложбине) и смотрим вниз, когда GPS покажет долготу меньше на заветные 1,4 минуты.

Ночью было тепло и дождливо. К пермякам, ставшим метрах в 50 выше мы не пошли. Какие-то некомпанейские они...

• День четвертый
    Ворошиловские коши - наш ночлег

"Теплая ночевка – к непогоде" сонно изрек Витька, когда я предложил всем вставать на завтрак. Наша стандартная Горячая Кружка Maggi (20 грамм, чуть больше 100 кКал) и чай с соленым сыром никогда не возбуждали аппетит, но позволяли идти часов 4-5, а то и весь день – в зависимости от обстоятельств. Дождь прекратился, и мы быстро собрали палатку. Мокрая она сворачивалась гораздо компактнее, вот только весила минимум на кило больше... Пермяки не выходили, только слегка колыхался наружный тент. Живы, догонят, если захотят.

Тропу мы делали им на совесть – вся вода с нее уже через 10 минут хлюпала у нас с Витькой в ботинках. Иногда попадались туры – это вселяло надежду. Шли настолько крутым траверсом, что без палок туда лучше не соваться. "Ледоруб, кошки, веревка – вот без чего на Центральном Кавказе лучше не начинать поход... как я мог забыть это..." сокрушался Витька. В такой ситуации люди быстро становятся мудрыми.

Нашли речку, спустились к дороге на Ворошиловские коши. Пошел противный мелкий холодный дождь. И под ним пошли и мы. Шли часа два или три – не помню. Помню только, что дождь временами усиливался настолько, что просто тянул вниз рюкзак сильнее обычного. У первого же коша нас встретил его хозяин, Руслан. Поговорили, я спросил, где можно обсушиться. Он указал на пустующий кош. Дорога к нему и двор заросли колючками и крапивой. Прорубились, открыли дверь, осмотрелись... Чисто, есть печка, рядом дрова, спички, половинка газеты. Ножом и руками наломал щепок, развел огонь. Протянули веревки, развесили ВСЁ. Ботинки сушили самыми разными способами, в том числе и в духовке. Вроде, не спалили :)

Что бы мы делали без печки....

Печка нам сэкономила кучу газа, высушила к утру все ботинки, дала тепло для ночлега – ГРОМАДНОЕ СПАСИБО ЕЙ И ЕЕ ХОЗЯЕВАМ! Правда, и дров пришлось пожечь прилично... даже пеньки диаметром до 20 см. сгорали меньше чем за час. Я всю ночь поддерживал огонь, вставая к печке, как только она угасала. Один раз почти проспал, пришлось раздувать угли.

У соседей купили молока, закипятили и выпили – замечательное молоко! К утру силы к нам вернулись полностью. Наступал четверг – день хорошей погоды, как сулил прогноз Гисметео...

• День пятый
    Около перевала Эхо Войны

И он оправдался, этот самый ненадежный прогноз из самого ненадежного источника. Еще ночью, выходя в очередной раз за дровами, я заметил, что воздух необыкновенно прозрачен, небосклон девственно чист, ветер отсутствует. В полукилометре от нас еще вечером была замечена группа туристов, палившая большой костер – видимо, тоже сушились. Ночью дым от их костра поднимался ровно вверх тонкой струйкой в лунном свете. Как потом выяснилось, это были те самые "челябинцы из Миаса", встреченные нами три дня назад. Они успешно прошли намеченные перевалы, спустились в долину Уллу-Кама, поднялись на ночевки под пер. Хотютау... и тут их настигли погранцы. А пропуск у них делала какая-то тамошняя фирма (“Молдова-тур", как выразился пограничник, проверявший наши пропуска), не удосужившаяся вписать "пер. Хотиутау". В итоге их спустили в расположение погранотряда, всем выписали штрафы по 500 руб. и вытолкали в КБР через тот же "пер. Хотиутау". Где логика... особенно, если учесть, что по смыслу и букве приказа ФСБ РФ от 06.04.2007 N 153 сей перевал НЕ ВХОДИТ в погранзону. Впрочем, я уже привык к вольной трактовке на местах понятий "включая" и "исключая", используемых в этом приказе.

Вышли в 07:50, высота 2300. Проходим контроль погранцов, "зеленую гостиницу". На ней стоит группа детей из Питера с двумя бойкими... не могу себе позволить сказать "старушками" – руководителями. Дамам явно под 60, но задора хватит на возраст вдвое меньше. Собираются туда же, куда и мы. "С подходом, или сразу?" – их вопрос имеет очень простую подоплеку: мест для ночевки под перевалом хватит не на всех. А мы еще не знаем свои силы, отвечаем, да, с подходом, т.е. с ночевкой. Не знаем, одолеем ли подъем в 1250 м., затем проход по двум ледникам... ничего не знаем.

Но тропа очень легко выводит нас к неземной красоте ледника Уллу-Кам, дающего исток реки Кубань. После таких видов идем, не думая ни о перепаде высот, ни о трудностях рельефа. Перевал виден совсем близко, но это – обман зрения. Каждый раз, останавливаясь для минутной передышки, вертишь головой во все стороны – потрясающие виды! Свежий снег и ромашки в нем под ногами добавляют ощущение нереальности. Голова кружится, дух захватывает. Боремся с этим, поглощая аскорбинку, курагу, изюм в лошадиных дозах. В голове у меня звучит какой-то немецкий марш... кажется, с аскорбинкой пора завязывать.

К 14 часам (плюс-минус минут пять индивидуально) выходим на перевал. Вид ПОТРЯСАЕТ... Навстречу нам по заснеженному ледовому плато Хотютау двигается группа из шести человек. Пока что мы на перевале одни. Работает "Мегафон". Ставим горелку, топим снег для чая. Наконец-то Витькин баллон делает последний вздох... переходим на мою горелку. Еще раз – СПАСИБО ПЕЧКЕ!

Группа подходит – это Армавир+Москва. Неудачная попытка восхождения на Эльбрус – не пустила погода. Рассказывают взахлеб о том, что было там вчера, когда нас полоскал дождь. Выше Приюта Одиннадцати выпало по метру – два свежего снега. Несмотря на отличную погоду, сегодня восхождений не будет – вот они и двинулись в обратный путь. Поим их чаем, они нам рассказывают о пути через плато и ледник. Кошки не нужны, крупные трещины можно обходить, неглубокие – перепрыгивать. Их видно по отличающейся структуре снега. В 14:35 трогаемся вниз.

Наша стоянка на озере М.Азау

Через два часа доходим до Эльбрусского озера (оно же – озеро Азау). На берегу стоят палатками какие – то дети в зеленой одежде. Пейзаж откровенно лунный или марсианский. Мы дурачимся, увидев станцию "Мир" эльбрусской канатной дороги – "мы пришли к вам с Миром, здравствуйте, маленькие зеленые человечки!". Народ повзрослее увлечен выкладыванием надписей из камней. Обходим озеро и становимся на южном берегу. Топим снег, варим остатки гречки, допиваем остатки спирта, чай, карты... заходит Солнце.

• День шестой
    НЛО над Семеркой?

Наша последняя ночевка вышла на высоте 3277. Утром в 07:30 без завтрака за два часа спускаемся к поляне Азау, садимся в такси и уезжаем домой. Едим по дороге в кафе на окраине пос. Жанхотеко – очень вкусно и недорого. В 13:00 оказываемся в родном и душном городе, очумело вертя головами – как мы здесь живем?

Тем, кто соберется на этот или подобный маршрут в тех краях, могу посоветовать вот что:

- Не берите с собой специального снаряжения (веревка, система, спусковое), если не уверены, что ВСЕ члены вашей группы могут им пользоваться. Не надо создавать ЛИШНЕГО экстрима.

- Обувь, одежда, снаряжение, используемые на ходовой части маршрута должны быть лично проверены всеми участниками ДО ПОХОДА.

- Защита открытых участков тела ОБЯЗАТЕЛЬНА. Перчатки (хозяйственные), крем от ожогов, смягчающий крем, марлевые повязки от Солнца.

- Карты, описания, фотографии никогда не бывают лишними. И обязательно - из нескольких источников. Не доверяйте слепо чужим GPS – трекам, но можете их иметь с собой.

- Прорабатывайте запасные варианты маршрута, пусть даже кажущиеся нелогичными ДО ПОХОДА. Если голова их не держит, заносите на бумагу.

После похода я сказал Олегу: "Кошки так и не пригодились, зря таскал килограмм. И аптечка, еще полкило." - Как это не пригодилась аптечка? В ней же карты (колода 36 листов) были! ;)

Даты похода:

2009 август, 09 - 14

Публикация:

2009-08-15

Все походы в этом районе: