Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

Уллукель - Большое Озеро
Уллу - значит Большое!

Одна ночевка, один перевал – так себе походик, если бы не смесь новизны впечатлений и реализации упущенного в походе 2012 года. Ехать в Гвандру ради похода выходного дня (ПВД) – преступление против здравого смысла, но так уж сложились запросы на отдых с наличием свободного времени у участников этого похода.

• День первый
    Едем к Горе в аул Учкулвн

Из Пятигорска выехали в субботу в 06:15 на машине Олега. Toyota Town Ace - совсем не горный автомобиль, если судить по названию, но для этого похода вполне хватало и его городских качеств.

Ехали весело, с ветерком, наслаждаясь замечательными видами горной местности – Эльбрус вдалеке, перевал Гумбаши, с которого Эльбрус уже почти рядом, долина реки Кубань от Карачаевска до Учкулана. Еще десяток с небольшим километров от Учкулана – и мы в начальной точке нашего похода, на поляне Кертмели. Находим в ее дальнем углу кош, ставим машину в сотне метров от него и готовимся начать маршрут. Подготовка включала в себя переобувание, загрузку рюкзаков провиантом в виде банок с пивом и элем (много разных сортов), нанесение парфюма от загара и от комаров, селфи на фоне машины... ПВД расслабляет.

Коммерческие лошади идут вниз

Между тем из двух соседских УАЗ-буханок на нашу тропу к озеру уже направлялись конкуренты – туристы из КМВ, идущие без палаток и громоздких рюкзаков, но тоже с ночевкой. Мы постарались сразу взять резвый темп, хотя крутизна начального участка (а также выпитые перед этим напитки) не располагала к гонке на отрыв. Тем не менее, мы оторвались и держали приличную дистанцию почти час, пока нас не обогнал караван из четырех лошадей, нагруженных лагерным снаряжением тех самых туристов. Теперь и здесь модно так.

Обед в ПВД - дело святое

Тропа неплохо натоптана, сбиться трудно. Через пару часов мы остановились на обед, ибо завтракали дома 7 часов назад. Обед состоял из жареной курицы, салата и прочих домашних ништяков. Пара баночек эля на четверых достойно заняли свое место в наших желудках.

После обеда мы смешались с туристами из КМВ и шли, временами обгоняя часть их группы, либо отставая от другой части, обгоняющей нас. Судя по их экипировке, в горах они не частые гости. Но погода и тропа баловали.

Стойбище на Гитче-Кёль

Так, продвигаясь почти без усилий, мы дошли до Малого Озера, оно же Гитче-Кёль. На его берегу уже стояли палатки для туристов из КМВ, наш же путь шел выше, к Большому Озеру – Уллукёль. Осталось подняться всего на 200 метров, но силы уже покидали нас. Олег вспомнил, что всего лишь пару недель назад он проткнул стопу правой ноги гвоздем, я уже чувствовал, что моя левая коленка готова предательски сложиться в любой момент. Мы уже поднялись на 1000 метров, это была наша дневная норма в крайние годы. Как всегда, в прениях победила железная воля Нины, и мы пошли на этот подъем.

На озеро наползают облака

На озеро мы вышли в 16:00. Перешли вытекающий из него ручей и поставили палатку неподалеку от устья, полагая, что большого дождя не будет – так говорил прогноз по Учкулану. Место, однако, оказалось довольно ветреным, поэтому ужинать пришлось в палатке. Alexika Zamok 4 позволяет сделать это довольно комфортно. Под разведенный спирт, а также пиво и эль, ужин прошел весело. Потом мы сыграли отличную партию в козла (12:2, с яйцами), а потом ветер кончился. И мы пошли на озеро фоткаться. Олег еще обещал показать комету, но в итоге к 21:00 все уже засыпали – усталые и довольные.

• День второй
    Вот же козел!

Ночь выдалась теплой, безветренной и звездной. Было как раз новолуние, так что все, выходившие по совершенно неотложным делам, имели возможность насладиться видом близкого звездного неба. С восходом Солнца опять появился неслабый ветер, так что завтракать пришлось в тамбуре палатки. На запах овсяной кашки и горячей кружки Maggi пожаловали местные – четверо козлов. Совсем непуганые, один подошел к палатке метров на 10. Но от угощений отказался.

В 06:45 мы вышли в направлении перевала Уллукель Восточный. Вскоре нас догнали двое резвых ставропольских ребят, спешивших туда же. Подъем несложный, если вовремя найти тропу – а она там есть, правда весьма часто прерывается свежими осыпями. Склон в это время года местами еще сыроват, идем осторожно. В верхней части подъема замечаем, как ставропольчане пошли в лоб по снежному гребню на перевал, хотя по описаниям рекомендуется уходить влево за скалы.

Виктор - значит победитель!

Виктор решается повторить их путь, рекомендуя Нине пойти по правильному маршруту. В итоге они достигают седловины перевала почти одновременно, а я и Олег, тоже рискнувшие идти через крутой снежник, чуть позже. Нина рапортует о жутко скользком состоянии ”правильного пути”. Но все позади, 08:15 - мы на перевале. Виды оттуда великолепные, вся Гвандра, включая и сам массив на грузинской стороне, давший название району.

Альпийский луг - редкость в Гвандре

Спускаемся по луговому гребню под начинающимся мелким дождем. Основная гроза идет в районе Узункола, а наша вскоре заканчивается. Спуск до коша по лугам слегка выматывает безводьем, но компенсирует неизменно превосходными видами. Впрочем, вода вскоре появляется неподалеку от коша в нескольких местах. Возле нее устраиваем привал. Встречный местный рекомендует обойти кош, не приближаясь к нему, ибо там серьезные собаки. Мы их помним еще по походу 2012г.

Место для обеда и купания!

После обхода коша находим мощную тропу вниз, идем по ней с ощутимо болящими мышцами ног. На спуске теряем почти 1200м. высоты. Дойдя до р.Махар валимся в тень большого дерева и устраиваем обед. Заодно желающие купаются в Махаре. Волшебная баночка эля из рюкзака Нины - пополам – ей и Олегу. Мне и Виктору – 100мл. огненной воды, разведенные до требуемой кондиции. Доширак, сало, чай - силы восстановлены, и мы уже бодро топаем вниз по дороге. Мимо погранцов, которым до нас нет дела, хотя один для вежливости все же показался.

Мы уже почти дошли до ”Глобуса”, но тут показался грузовичок, который сэкономил нам немного сил и довез до людей. Однако наша машина была в 9км. дальше. Мы снова пошли по дороге, рассчитывая на отъезд отдыхающих, которые могли бы довезти Олега до поляны Кертмели. Так оно и случилось через 10 минут. Он уехал, а мы коротали еще час, сидя на берегу реки, пока не появился знакомый автобус Toyota Town Ace. Едем домой – уставшие и довольные.

P.S. Участники похода (слева направо):

Завтрак окончен, пора в путь

- Олег Милантьев (Краснодарский край);

- Виктор Курдов (Пятигорск);

- Андрей Милантьев (Пятигорск);

- Нина Милантьева (Пятигорск);

Фотографии: Олег и Нина Милантьевы. Больше фото и свой взгляд на поход на сайте Олега Милантьева.

Даты похода:

2020, июль, 18 - 19

Публикация:

2020-07-27

Все походы в этом районе: