Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

Попытка детского туризма
Аркасарское озеро в конце июня.

Идут года, растут дети. Вот уже и некоторые наши внуки доросли до того, чтоб участвовать в горных путешествиях, пока что вместе с взрослыми. В этом году я и Виктор решили: берем своих "малышей", коим стукнуло уже по 9 лет (плюс-минус несколько месяцев) и идем с ними дней на 5 в нормальный горный поход. Вдохновившись этой идеей, Олег заманил в поход своего приятеля из Подмосковья, у которого сын десятилетка. Приятель - новичок в горном туризме. Попутно выяснилось, что еще один внук Виктора, которому всего 5 лет, тоже идет с нами. А с ним, в качестве воспитателя и няньки, жена Виктора, которая не ходила с нами в горы крайние четверть века. У Олега тут же появилась идея взять не одного, а двух своих детей – младшему как раз 5 лет. Лавина потенциального экстрима набухала и готова была сорваться в любое мгновение, похоронив под собой всю идею похода.

Дата старта была определена приездом из-за границы одного из участников – 23 июня. В горах в это время полным-полно снега, погода обычно неустойчивая. На планируемых для похода высотах 2500 – 3000 м. лето еще не наступило. Значит, нужна дополнительная теплая одежда для детей. Рюкзаки взрослых начинали распухать еще до укладки привычного набора вещей.

За 4 дня до начала похода Виктор получает бытовую травму – перелом нескольких пальцев на левой ноге. Катаясь на самокате с внуком, угодил в решетку ливневой канализации. "Самострел" – категорично заявляет Нина. Навещаем новоиспеченного инвалида, дабы убедиться в наличии гипса на ноге. Гипс есть, похода для него нет. Отпали и двое его малышей вместе с женой. Приняв необходимые медицинские меры в виде полутора десятков тостов "за здоровье", продолжаем готовиться к походу в усеченном составе.

• День первый
    Автобус грузопассажирский на 5 мест

Московская часть команды в виде Сергея (папа) и Федора (сын) прибывала на поезде в Пятигорск ранним утром 23 июня. Мы их встретили на вокзале и поехали в аул Архыз на машине Олега. Приключения начались сразу: у Федора шатался молочный зуб – видимо, в поезде растрясло. Проезжаем Черкесск и находим центральную стоматологию. Воскресенье, утро, но она уже работает. 10 минут, зуб удален, мы едем дальше. Нас семеро: двое детей (Федор и Юрий), четверо взрослых и собака Тасси.

В Архызе едем до устья р.Дукка (14 км. от аула), выгружаем людей и вещи, ставим машину на охраняемую стоянку отеля "Романтик" (9 км. от аула). Можно было кинуть ее и в точке старта, но, во-первых, под охраной надежнее, а во-вторых, был план завершить поход именно в Романтике.

Часам к 12 закончили сборы и пошли по дороге вдоль р.Дукки. План-минимум на этот день был дойти до начала крутого подъема к озерам М.Дукки. В основном мы шли по дороге, затем тропе. Маршрут широко известен отдыхающим в Архызе. До коша их привозят на отечественных джипах всех сортов, дальше они идут пешком в пределах отведенного времени и возвращаются назад. Сколько озер они успеют посетить, зависит от их проворности и погоды. Наш темп передвижения оставлял желать лучшего, но его задавали дети, и это был первый день похода.

Дети хотят костер!

Погода не обнадеживала. Будет дождь, к гадалке не ходи, но когда и где он нас застанет... В 15:30 он начался как раз перед подъемом к озерам. Быстро вернулись 100м. назад на уже присмотренную для ночевки поляну и поставили палатки – четырехместную Alexika Zamok-4 и двухместную Alexika Trek-2, которую после ночевки переименовали в "Шрек-2". Ночью был очень сильный и долгий дождь, и она прилично протекла.

Вечером между дождями развлекли себя и детей походом к близлежащей пещере, водопаду и разведением костра. Также опробовали новый вид спирта – московский, разлитый в прямоугольные бутыли с надписью "Шишкин лес". Судя по утреннему настроению, спирт неплохой.

• День второй
    Туманное утро по дороге к Рыбке

Дождь выдался на славу. Молнии сверкали прямо над нами, одна стена большой палатки намокла – видимо, забыли закрыть там вентиляцию. К утру в оставленных снаружи кружках было порядка 40мм. воды (измерено спичкой). Завтракали в тамбуре Замка. Отличная палатка, вес 4,5 кг., который мы раскидали на троих: дуги и колышки достались Нине, палатка и тент – мне и Олегу. Служит нам уже 13 лет.

Погода перешла в стадию периодической конденсации облаков и выпадения из них осадков – а это значит, что скоро они все выльются. И примерно в 11 часов мы тронулись в путь, несмотря на периодически срывающуюся морось. Через час с небольшим мы уже были на первом из озер, которое теперь зовется Рыбка. Москвичей (на самом деле Сергей и Федор живут в Мытищах, но для нас, южан, они там все – москвичи) поразила необычайная прозрачность воды озера, я же смотрел больше на доступность его обхода, ибо после дождя вода поднялась, а берега с тропой слегка обвалились.

Рыбка, вид сверху - точно рыбка!

После Рыбки полагается подъем к следующему, Аркасарскому озеру. Легкий путь находится в дальней стороне озера, туда мы и направились. Дети радовались первому снегу, по которому можно походить, покидаться снежками... это ведь лето? Я, Нина и Олег прекрасно представляли, сколько этого "белого говна" нас ждет чуток повыше. Через 50 минут это увидели все – полузамерзшее озеро и большие снежники вокруг, снежники на подъеме к следующему перевалу, снежники на перевале и за перевалом... Потихоньку начала прибивать горняшка, сказывалась высота. Аскорбинка, курага, изюм, отдых.

Вид на подъем к пер.Сказка Кавказа

Наметили путь подъема через снежник и скалы в северной части перемычки, отделяющей следующие озера. Теперь эта перемычка имеет свое название – перевал Сказка Кавказа, по имени самого большого из озер М.Дукки. В 2010г. я и Виктор проходили эту перемычку в лоб по центру, но теперь там стало слишком круто, лезем гораздо левее. Нина впереди, бьет ступени, старается. У нее новые ботинки весьма достойной фирмы, купленные всего 2 недели назад. Держится уверенно, но снег плотный и мы опасаемся, что дети могут соскользнуть, если не будут контролировать каждый шаг. Приходится ждать их и, повышая голос, требовать ставить ногу плотно в ступень – и так каждый шаг. Уклон действительно крутоват и даже собака все норовит схалявить и не идти по снегу, забивается ближе к скалам. Но ей проще из-за маленького роста, а человек там не поместится.

Проходим мы оба опасных участка и выбираемся на пологий снежник, ведущий к перевалу Сказка Кавказа. В таком темпе я совершенно не устал и готов идти дальше, но Сергей почему-то явно не спешит заканчивать отдых. Нина кормит его таблетками, кажется, даже диакарб достала. Только через день я узнал, что он перед этим подъемом разгрузил рюкзак сына и тащил в гору полтора пуда. Вот и выдохся. Мне, с рюкзаком вдвое меньшего веса, трудно было понять его чувства.

Сказка Кавказа готова для купания.

Разбрелись мы по снежным и травянистым долинам после перевала, к озеру Сказка Кавказа вышли разными путями и в разное время. Хорошо хоть к одному из его концов, южному, а не к разным. На северном конце стояли какие-то туристы, мы подумали, что это те, кого привозят на экскурсии. Однако, они остались на ночь, чем нас озадачили – мы не одиноки в нашей Галактике.

Хорошо там. Тихо, красиво, сухо, можно искупаться, можно поговорить, можно... да все можно. Наверное, пить надо было меньше, но уж больно место хорошее... я не помню, что мы там делали.

• День третий
    Где-то здесь надо спуститься...

Утро. Мы в тени, поэтому спим. Солнце будит нас в 7, через 2 часа после восхода, заглядывая через хребет, который нам предстоит сегодня перевалить. Там теперь перевал якобы 1Б. В 2010 я не помню никакого категорийного перевала в этом месте. Как выяснилось, нет его и поныне. Просто подъем: летом по осыпи, сейчас – по снегу. Гораздо легче вчерашнего. А вот спуск...

Он не трудный, но очень длинный и с ходу непонятный. Ты видишь перед собой в большом отдалении конечную точку своего сегодняшнего пути, район озера Семицветного, и стараешься одновременно как бы идти к ней и в то же время облегчить этот путь, спускаясь к реке Дукке (не надо это делать!). И вот тут поперек этого косого траверса встают скальные гребни, россыпи крупных камней – все это совсем не хочется преодолевать ввиду кажущейся простоты спуска к реке. Но ты идешь, чертыхаясь, без воды. Опасаясь попасть на водопадный сброс высохшего русла, ты все же идешь по нему – и попадаешь на четко выраженную конную тропу, петляющую вдоль склона. Бинго!

Тур на камне - нам туда!

Вот только вода в ручье будет не скоро, почти через километр, к тому же теплая. Может, там наверху – пастбище? Надоела тропа, и мы сворачиваем с нее. Внизу шумит мощный ручей – быстрее к нему. Упс... там – Гобляндия, т.е. непроходимое криволесье. Опять вверх, потом вниз, к более мощному лесу. И уже в нем, кувыркаясь, ломая трекинговые палки, цепляясь и скользя, спускаемся почти что к Дукке. Большой отдых на ее берегу в тени большого дерева мы сегодня точно заслужили. Дети вымотаны, взрослые тоже не первой свежести.

Доширак, что-то еще... отдых растянулся на полтора часа, ибо погода позволяла. Но к 13:30 все же вышли на продолжение маршрута. Он был достаточно мокрым. Вода была везде и иногда мы просто шли по ней. Повыше началась зона снежников – мы шли по снежникам, под которыми иногда текла вода. Прямо перед озером это было очень рискованно. Мы пошли правее - туда, где риск провалиться был минимален. К 16 часам мы вышли на левый (орографически) берег озера, переправились, разувшись и поставили палатки.

А знаешь такую собачку, Му-Му?

На озере уже была группа из трех туристов, как мы потом узнали, из Пензы. А вскоре недалеко от переправы расположились еще двое туристов из Саратова – с ними мы познакомились уже утром. Оказывается, это они стояли на северном берегу озера Сказка Кавказа.

За ужином обсуждаем наши шансы на прохождение остатка намеченного маршрута в оставшееся время. Мы уже знаем наш темп, мы уже не питаем иллюзий. Единогласно соглашаемся на замену связки из трех-четырех (как считать) неизвестных нам перевалов на один, известный и уже пройденный ранее. Мной так трижды. Это перевал Айюлю. К тому же с него меньше шагать по дороге вдоль реки Псыш. За принятое решение приняли по крайней, и – спать.

• День четвертый
    Нежные краски Семицветного

Утром не спешим, позволяя группе из Пензы набить нам ступени на крутом снежнике прямо над нашей стоянкой. Утренний снег жесткий, ступени даются им с трудом. А мы ждем, точнее, завтракаем. Собираемся, подходят саратовцы. Из разговора при знакомстве становится понятно, что их заставило пойти по озерам в столь раннее время. В Архызе к августу не протолкнуться. Им это не нравится, да и нам тоже, но наша дата старта была выбрана из других соображений. Я бы с удовольствием пошел по этому же маршруту месяцем позже – все озера были бы уже открыты. Правда, есть и удобство преодолевать каменные поля, скрытые снежниками. Но эстетическая составляющая удовольствия от похода была бы больше. А спортсмены ходят и в начале мая.

Идем, теперь уже ввосьмером. Наши пути совпадают, правда, саратовцы твердят про стоянку у озера Белореченское. Оказывается, это то, которое сразу за перевалом Айюлю. Мы выходим к перевалу через 3 часа весьма неспешного подъема – неужто это и был весь их план на день?

Перед перевалом заходим на пару озер, одно из которых носит неформальное название Теплое. Сейчас они все не просто холодные, а ледяные и снежные. Правда, воду набрать все же можно. Саратовцы делают это, используя какой-то ручной насос. Позже мы выяснили, что он у них с фильтром, даже от бактерий. Мы же, чукчи неграмотные, пьем прямо из озера, утопив бутылку поглубже.

Награды находят героев!

На перевале делаем долгий привал, хотя погода уже явно предлагает поторопиться. Но у нас мероприятие – детям вручаются золотые пластиковые медали за перевал. Они рады, мы тоже. Спускаемся, проходим замерзшее Белореченское озеро, отмечаем отсутствие нормальных стоянок по пути. Очень много крупных камней, приходится тщательно высматривать туры, пока, наконец, не появляется более-менее устойчивая тропа. Спешим по ней и примерно в 13:30 все же попадаем под резко начинающийся дождь. Рядом большой луг, бежим туда и накрываемся тентом от палатки, который был у меня. Олег с палаткой в рюкзаке приходит, когда дождь с градом уже бушует в полную силу. Он пережидает его, стоя в накидке. Лезть к нам у него уже нет никакого смысла.

Озеро Белореченское, конец июня

Пользуясь перерывами в дожде, ставим палатки. Вот так у нас и закончился этот ходовой день – на высокогорном пастбище, в 13:30. А ведь хотели дойти аж до Фестивальной поляны.

Ближе к вечеру погода наладилась. Вышло Солнце, появились коровы. Дети заприметили высоко в стороне над тропой пещеру и непременно захотели сбегать к ней. Удивительное дело: как можно еле-еле тащиться под рюкзаком, а после этого бежать в гору ради какой-то обгорелой дырки?

Отвальная, ибо завтра уже по домам, Олегу за руль, Сергею и Федору на поезд. А мы торчим черт-те где и, похоже, маршрут последнего дня подлежит пересмотру. Ибо не укладываемся.

• День пятый
    7 км. дороги сквозь тучи бабочек

С самого восхода Солнца разгоняем коров. Они немало удивлены фактом нашего существования на их пастбище. Удивление иногда сменяется агрессивной настойчивостью – тут в борьбу за жизненное пространство вступает Таська. Она хорошо различает моменты, когда коровы нам мешают и когда они нам пофиг. Короче, пастушья собака!

Стартуем в 08:10. Долгий спуск вниз по лугам, затем по лесу, где крутизна склона заставляет быть особо внимательным. Болят колени, нагружаются другие группы мышц, часто отдыхаем. Поджидаем отстающих детей и сопровождающих их родителей. Эта часть горного туризма им явно не нравится. Но есть еще более выматывающая часть, и она вскоре нам предстоит. Это – дорога. От устья р. Белая до Фестивальной поляны надо пройти 7 км. Если бы не сотни бабочек возле каждой лужи, взлетающих при нашем прохождении, дорога для детей была бы запредельно скучным этапом путешествия.

Грамоты за поход!

В начале Фестивальной поляны мы тормозимся окончательно. Олег оставляет нам свой рюкзак и убегает за саратовцами – они обещали подвезти его на своей машине от поляны Таулу до Романтика. Это сэкономит нам время, а ему силы. В ожидании и лени проводим пару часов в тени у ручья. По прибытии Олега загружаем в машину рюкзаки и устраиваем еще одну церемонию – вручение детям грамот за участие в походе по перевалам и озерам Архыза. С построением, торжественной речью... ну, насколько оно получилось. Те, кто воспитывает детей, говорят, что так надо. Мы 30 лет назад как-то обходились без этого, теперь наши дети, наверное, несчастливы в горах :)

Уезжаем домой, остановившись на час лишь на Мостовой поляне - традиционные хычины с пивом и полторашкой айрана (150/75/150). По моему субъективному впечатлению они гораздо вкуснее в горах, чем в поселках и аулах. Около 19 часов прибываем в Пятигорск. Поезд в Москву уходит в 22 часа. Есть время, есть коньяк, душ, нормальная еда. Поход удался.

P.S. Участники похода (слева направо):

Команда готова!

- Юрий Милантьев (Краснодарский край);

- Андрей Милантьев (Пятигорск);

- Нина Милантьева (Пятигорск);

- Тасси Китайская (Пятигорск);

- Олег Милантьев (Краснодарский край);

- Федор Иванов (Мытищи, МО);

- Сергей Иванов (Мытищи, МО).

Фотографии: Cергей Иванов, Олег и Нина Милантьевы. Больше фото и слов о походе на сайте Олега Милантьева. Там же есть видеоотчет о походе.

Даты похода:

2019, июнь, 23 - 27

Публикация:

2019-07-22

Все походы в этом районе: