Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

В поисках спасения без МЧС
Скала Мраморная Корона

Есть в Архызе один перевал, крайне редко посещаемый туристами как в силу крутизны одного из склонов, так и из-за своей бесполезности для каких-либо маршрутов. В 2013г. якобы через него удалось эвакуировать нашего сына Александра, получившего повреждение ноги. Мы пытались пройти его путем в 2015г., но где-то сбились. Нереализованные желания явно что-то делают с человеком, поэтому в 2022г. мы решили поставить точку в поисках и прохождении этого перевала.

Где этот перевал находится, мы знали. На одних картах он называется в честь годовщины города-родины Ильича (350 лет Ульяновску-Симбирску (1Б, 2950), Голубев, там же Мордовский по Ляпину) на других обозначен, но не подписан, на третьих (а теперь уже на большинстве) как Гугурук – Кикирги. Что в переводе с местного означает Петушиный Гребень.

• День первый
    Первая попытка, 2015г.

Поскольку травма ноги случилась у сына на Лазурном озере, в 2015г. мы именно оттуда и пытались выйти на этот перевал. Не получилось, ибо показался он абсолютно непригодным для эвакуации пострадавшего. Пошли на соседний перевал, более легкий, и вышли совсем в другое место, чем сын с друзьями за два года до этого.

Накрыли поляну

Но теперь у нас есть много желания, хороший прогноз погоды и совсем мало времени – два выходных. Стартуем из Пятигорска втроем (я, Нина, Олег) и с собакой Грейси на своей машине в 07:40 утра субботы. Доезжаем в Архызе до Романтика, переодеваемся в походное, подъедаем домашние заготовки и в 12:00 садимся на канатку, дабы сэкономить время и силы. Машина остается на платной стоянке.

Зимой это будет еще одна трасса

На канатке добираемся до начала строящейся лыжной трассы, идущей с самого гребня хребта Абишира-Ахуба. В пылу разговоров слегка не попадаем на правильную дорогу и идем привычной тропой, ведущей к роднику. Вовремя осознали ошибку, но решили все же запастись водой – как оказалось, совсем не зря. От родника резко направо и вверх вышли на дорогу.

На лыжах бы, да вниз...

По дороге идти легче, чем по кочкам и крутым травяным траверсам, но уж очень тоскливо. Навстречу постоянно попадаются легко одетые туристы – их, кого на машине, кого своим ходом, тянет сходит на перевал Федосеева. Нам тоже туда, поэтому мы их выспрашиваем и к моменту схода с дороги уже точно понимаем, каким путем придем на перевал. Тем более что часто встречается маркировка на камнях синими пятнами. Никакой дикости - курорт, да и только.

До перевала 200м. Дорога же...

В 15:40 мы на Федосееве. Оттуда через перевал Агур неспеша добираемся до перевала Мылгвал, где я полагал устроить ночевку. Но там бродили стада непуганых козлов, да и у Нины имелись претензии к качеству тамошней воды. И мы пошли дальше, остановившись на озере Подскальном. Вода там была ничем не лучше, но Солнце уже собиралось покинуть нас, так что ставить палатку, ужинать и спать. Время – 17:30. Почти 10 часов пути от дома.

Галактике стыдно за вас (С)В.С.

Олег искупался, видимо взбодрился, и к 9 часам вечера (фактически ночи) решил вспомнить свои астрофото увлечения. Его компактная камера SONY DSC-RX100M6 в умелых руках смогла сделать несколько завораживающих кадров ночного неба. На любительский глаз – очень даже! Я уже спал, да и собака не горела желанием участвовать в съемках. А жаль.

• День второй
    Взгляд назад на оз.Провальное

Козлов в тех местах очень много. Даже негде уединиться поутру, чтоб не столкнуться с ними. Наверное, туристы их прикормили здесь за лето. Тем не менее, в 07:30 мы отправляемся в путь, двигаясь в сторону озера Лазурного. На озере Провальном стоят туристы, у которых мы спрашиваем их мнения о пути на перевал Гугурук – Кикирги. Никто такой перевал не знает, но есть дама, которая безапелляционным тоном начинает нам указывать дорогу в том направлении, откуда мы вчера пришли. При этом уверяет, что где-то там он и находится.

Петушок-Гребешок, где же ты?

Хорошо, что мы ее встретили. Злость, закипающая во мне по мере разговора с ней, неожиданно разбудила какие-то глубины подсознания. Вдруг отчетливо вспомнилось, что я видел короткий фильм знакомого мне туриста, известного как Странник, в котором он описывал подход к этому перевалу именно от Провального озера. Описание пути я забыл, но то, что от Провального, вспомнил точно. Но нам же от Лазурного надо….

Видимо это и есть наш перевал

Понимая, что от Лазурного – это крюк, что так мы уже пробовали, решили рискнуть и пойти от Провального. Риск был не найти перевал, ибо карты, которые я заготовил и изучил, были только от Лазурного. Ну, первый раз что ли, пошли по направлению, полагая, что понижение в стенке хребта, что мы видим вдалеке, и есть требуемый перевал. Правда, смотрелся он действительно как стенка.

Я же был здесь! дежавю - 2015

Тропа то была, то нет, иногда были турики. Значит, кто-то здесь все же ходит. В одном месте меня посетило чувство дежавю – я точно здесь был, но дальше не шел. Это была большая каменистая поляна. Наверное, именно сюда я выглядывал в 2015г., когда мы (я, Нина и собака Тасси) первый раз искали этот перевал. Если это так, то, в крайнем случае, мы можем сюда отступить и пройти легким перевалом Кяфар – Речепста. Стало легче.

По пути к перевалу (а то, что это он и есть, мы уже уверовали) находим останки метеозонда и слабо журчащий ручеек талой воды под снежником. Раскопав снежник, наполняем водой маленькие бутылки, резонно полагая, что до воды на южном склоне мы доберемся не скоро.

Крут петушинный гребень!

Крутизна склона впечатляет. Непонятно, как на нем держатся камни. Пробуем идти широким фронтом, чтобы не засыпать камнями друг друга. Я решил прижаться к скалам справа, ибо они выглядели более надежной точкой опоры для рук. Так прошел довольно далеко, пока не попал под нависающую скалу. Чтобы под ней пройти наверх, пришлось снять рюкзак. Повторное его надевание на таком склоне – тот еще цирк.

Дукка перед нами...

Примерно в 10:50 все собрались на перевале. Отдыхали, обсуждали дальнейшее движение. Я предлагал выбираться к устью р.Дукка через видневшийся внизу кош. Мотивация такого пути была простой: к кошу снизу должна быть натоптанная тропа, на картах она тоже есть, правда не до самого коша. А в 2019г. в июньском походе ДомбайКлуба по этой тропе от Дукки поднимался один из членов клуба, выходил на перевал (скорее всего Кяфар – Речепста), откуда видел нашу стоянку на озере Лазурном и общался с нами по рации.

Но мой план был отвергнут в пользу манившей вдали грунтовой дороги, вроде как идущей в сторону Лунной Поляны – все же ближе к оставленной на Романтике машине. И мы пошли туда.

Ресторан под сосной

Бесконечные травяные траверсы, петляющие без ощутимого спуска. Перевал на высоте почти 3км., Лунная Поляна – 1700м. Надо спуститься 1300м. Для ног это тяжко. Вода есть только в одном месте – и это счастье, что мы до него дошли, ориентируясь на стада у луж на выполаживании. Сверху к ним шел хороший ручей.

Финиш на Лунной...

Напились… думаю, литра по полтора зашло каждому, в собаку тоже под литр. Набрали с собой, и пошли обедать под раскидистую сосну. Провели под ней час – с 13 до 14 час. А после этого еще полтора часа спуска и хода до Лунки. И от нее минут 20 до машины на Романтике. Собака шла, тщательно выбирая тень, и очень часто ложилась. Дома она отлеживалась сутки.

Надеюсь, теперь перевалы хребта Абишира-Ахуба, расположенные западнее перевала Федосеева, увидят нас очень не скоро…

Мало нас, но пора выйти из тени!

P.S. Участники похода (слева направо):

- Андрей Милантьев (Пятигорск);

- Нина Милантьева (Пятигорск);

- цвергшнауцер Грейси (Пятигорск);

- Олег Милантьев (Краснодарский край);

Фотографии и видео: Олег и Нина Милантьевы. Свой взгляд на этот поход - на сайте Олега Милантьева.

Даты похода:

2022, август, 27 - 28

Публикация:

2022-12-06

Все походы в этом районе: