Поверните экран для лучшего просмотра

Поиск по сайту

Пятиозерье: цветы и лед
Озеро Глубокое, оно же - Голубое

В Пятиозерье (район близ Архыза, иногда также называемый Загеданскими озерами) наша компания стремилась еще в 2013 году. Но не дошла из-за нелепой травмы, полученной одним из участников на озере Лазурном. На этот раз мы подготовились основательнее, но то же самое озеро чуть было опять не сыграло против наших планов...

• День первый
    Часы в Романтике отстают на 30 мин.

План на день был прост: приехать в Архыз, подняться на пер. Федосеева и пройти, насколько позволит погода, в направлении оз. Лазурное. В 2015г. я, Нина и собачка Тасси дошли до него за день. Лайфхак, как сейчас модно говорить, состоял в использовании горнолыжного подъемника ("канатки"), экономящего почти 600м. подъема за 500 рублей. Но тогда мы приезжали на своей машине и начинали подъем в 9 часов, а сейчас решили воспользоваться рейсовым автобусом Пятигорск – Архыз (пос. Романтик). Весьма бюджетно – всего по 700 руб. с человека, хотя обратный путь "на перекладных" вышел еще дешевле (200 +250 +21 = 471руб.).

Приехали мы в Романтик к 12 часам. Шел дождь - строго по прогнозу, ничего хорошего нам не сулящему на ближайшие четыре дня. Цена подъема за 3 года не изменилась, и вот мы едем наверх, балагуря на тему удобств горного туризма. Выходим на отметке 2240м. Там уже дождь закончился, легкая морось – идеальная погода для преодоления оставшихся почти 800м. по южному склону хребта Абишира-Ахуба. Идем не выбирая троп, часто отдыхая – все же первый день, рюкзаки самые тяжелые (у меня еще и жареная курица, огурцы), разминки мышц и суставов еще нет. Перевала Федосеева достигаем к 15:45. Перед нами пара Агурских озер, траверсом слева - пер. Агур, за ним поворот на запад и спуск.

Мы здесь далеко не впервой, вот только снега много. Специально в этом году пошли на месяц-полтора раньше обычного, чтоб не изнывать от августовской жары, которая в прошлом году доставала нас в походе ежедневно. Разогревается наша планета, что поделаешь...

Траверс снежника перед пер.Агур

Виктор, как самый опытный, первым начинает движение по траверсу снежника и вдруг замирает, перестав бить ступени. Я иду последним и не вижу причины для его остановки. Оказывается, он не уверен в безопасности этого пути. Ну да, бить по верху крутого снежника – верный путь спустить лавину и доехать в ней (уже тушкой) до верхних озер, как мне это уже и снилось перед походом. Начинаю обход снежника и попадаю на очень крутой подъем все по тому же снегу, но уже, как мне кажется, с меньшей лавиноопасностью. Начинаю бить ступени и с грустью смотрю на свои прорезиненные ботинки с лысой подошвой Vibram. Совсем не для снега, не для того, чем мы тут занимаемся. Но хоть носок входит в "ступень" – и то хорошо. Иду, используя палку в правой руке, а левой держусь за склон, втыкая пальцы в снег. Как же сильно они болели от холода, когда я таки поднялся! Сразу отложилось в голове: теперь - только в перчатках!

Собачка ведь диванная!

Собака сама идти наверх по такой крутизне не хотела, все норовила схалявить, и уйти вниз. Пришлось встегивать ее в поводок, а на самом верху передавать из рук в руки. Но вот и спуск – эх, лыжи бы сюда. А без них – это почти полчаса аккуратного топтания боком вниз. Погода не давала расслабиться, и к 17 часам мы спешно ставим палатки близ одного из озер, что между перевалами Агур и Мылгвал. Делимся колышками с забывчивыми товарищами, поэтому оттяжки нашей шикарной палатки "Замок-4" ставятся на камни. Ночью нам приходилось выходить и перетягивать их, ибо ветер был нешуточный и тамбур весь пытался влезть в палатку, непрестанно хлопая тканью и мешая спать.

• День второй
    Тур на пер.Мылгвал. Сзади пер.Агур

Утро было солнечным, но нежарким. Палатка обледенела от дождя и конденсата. Завтрак готовили и поедали в тамбуре – там было теплее. Слегка просушились и в 8:10 вышли на маршрут. Перевал Мылгвал в этом направлении – это обход поверху озера Подскального с аккуратным спуском к нему. Было и предложение "неаккуратного" спуска, но хорошо, что не поддались на него. Для приключений, как позже оказалось, у нас с 2013г. зарезервировано другое озеро. К нему и пошли после недолгой фотосессии.

Озеро Лазурное без солнечного света...

Для прохода к оз. Лазурному с востока существуют минимум три пути. Когда нет снега, самым логичным кажется очень узкий траверс широкой осыпи за бараньими лбами – практически без потери высоты. Можно и спуститься далеко вниз, перейти пару ручьев (один вытекает из озера) и подниматься по относительно пологому склону. В 2013 и 2015 годах мы опробовали оба эти варианта, сейчас пробуем промежуточный третий с небольшим спуском и крутым подъемом вдоль ручья. Получилось, и вот мы уже на озере. Время – 11:00. Снизу нас догоняют плотные облака. "Это не дождевые", говорит Нина, но мы, тем не менее, быстро ставим палатки. В них и проводим три с лишним часа, засыпая и просыпаясь, собираясь и вновь разбираясь под шум дождя, с перерывами идущего из этих самых облаков.

Над облаками - взгляд назад

К 14:45 мы выспались, дождь перестал. Окончательно собираем палатки и выходим к перевалу 17-и Северному. Намечаем путь подъема – от одной осыпи до другой через снежники с все более возрастающей крутизной. Виктор идет первым, бьет ступени. До меня, идущим последним, они доходят в виде неотчетливых следов, поэтому приходится их добивать. Где-то недобил... метра за 2-3 до конца очередного снежника я вдруг съехал обеими ногами с тропы и понесся вниз, лежа на животе. Пытался затормозить палкой – толку ноль. Ботинки неожиданно приобрели способность цепляться за снег, и я перекувыркнулся через голову, потеряв при этом кепку и очки. Теперь я уже летел головой вниз. В ближайшую груду небольших камней. Большие на такой крутизне не держатся. Успел прикрыть голову руками в перчатках и вот я уже не еду, а лежу на мокрых и довольно живых камнях.

Безымянное озеро под пер.Речепста

С опаской переворачиваюсь вниз ногами, медленно сажусь, предварительно утоптав камни. Сверху спешат Олег и Виктор, набивая новые ступени. Олег забирает мой рюкзак, Виктор протягивает руку, в ней моя кепка. Мы осторожно выбираемся наверх, по пути находим и очки. Если не считать порванной на локте и кармане ветровки, побитых кистей и локтей рук, подбородка, колена правой ноги и внезапно сильно занывшего сердца (с приступами боли), все в порядке. В 17:00 мы фоткаемся на перевале, идем вниз к озеру, что под перевалом Речепста – месту нашего очередного ночлега. Я весь в измотанном состоянии, таблеток "от сердца" нет ни у кого, да и не болит оно у меня и ни у кого обычно. Как выяснилось дня через три, это был просто ушиб грудной клетки. Наверное, Лазурное не хотело меня отпускать.

• День третий
    Между озером Голубым и пер.Кынхара

С этой ночевки начинается незнакомая для нас местность. Мы идем (вышли в 8:40) к озеру Чилик. На пути еще несколько озер плюс перевал Кынхара. Погода с утра идеальная, но вскоре на востоке показываются и первые вестники сегодняшнего обязательного дождя – маленькие кучевые облака. По прогнозу на день выхода погода без дождя ждет нас не раньше среды. А сегодня понедельник, так что некогда рассиживать, идем быстро, тем более, что пока что вниз. К озеру, которое Виктор называет Голубое (Глубокое по карте Голубева).

Выше него по пути к пер. Кынхара есть еще группа маленьких озер. Не уверен, что все они благополучно переживают лето, но сейчас - их время. Чистая прозрачная вода, ослепительно белый снег, дрейфующие кусочки льда, зеленая трава и разнообразные цветы вокруг – всё и сразу! Очень подходящее время мы выбрали для похода в этот край.

Перевал Кынхара

Перевал Кынхара трудности не представляет, поднимаемся на него через два часа после выхода с места ночевки. Время потратили на переправу, на фотки цветочков, на любование пейзажами, меж тем как кто-то наверху нагонял на небо все новые облака. Нам же предстоял длинный спуск по снежнику в направлении озера Чилик. Поскольку вчера я уже не по своей воле ездил вниз, поступил и здесь аналогично: сел на задницу и поехал. Иногда подруливал, тормозя пятками. Не всегда маршрут движения совпадал с требуемым, поэтому иногда все же приходилось вставать на ноги. Но в целом весьма удобный способ, если не считать мокрых (в определенных местах) брюк. Ничего, они высохнут, зато колени не устают.

Озеро Чилик...

На берегу озера устроили обед. Стандартные бичпакеты, т.е. лапша быстрого приготовления, плюс мясосодержащие копчености и сало. Подкрепились, но минут 40 потеряли. В результате после непродолжительного подъема поставили палатки близ тающего снежника в условиях явно надвигающейся грозы. Чутье мне подсказывало (в виде схватывающей сердце боли), что с неба вот-вот польет,... а оно еще и посыпало! Град, грохот молний в радиусе менее километра, шквалистый дождь... все это началось около 14:30, через 15 минут после того, как Олег, Виктор и Саня пошли искать какое-то озеро. Я, Нина и Тасси благоразумно остались в палатке. Наблюдали изнутри, как она, зараза, протекает с потолка. 12 лет ей, вот и течет. Точнее, капает, так что еще походит с нами.

Ходовой день на сегодня был окончен. Когда подсохли вернувшиеся с экскурсии к озеру товарищи, наступило время культурного досуга - карты, чай, спирт, ужин, сон...

• День четвёртый

Как обычно в этом походе, с утра – идеальная погода. В 7:30 мы уже позавтракали, собрали вещи и палатки, сфотографировались на фоне наиболее заметной части пейзажа – а здесь это горы, и тронулись в путь. Здоровье мое потихоньку восстанавливалось, рюкзак и я с каждым днем худели все больше, так что к перевалу Чилик мы подошли вполне бодрым темпом, затратив на подъем и привалы всего 1 час 15 мин. А может, помогла аскорбинка с глюкозой, мое универсальное лекарство в горах. В один из предыдущих дней Саня выбивал свой рюкзак от невесть откуда взявшейся пыли, и мы пошутили, что у него полный рюкзак героина, и он на нем идет – потому и так шустро. Сегодня я шел "на аскорбине" – сожрал с утра таблеток 4 шт., а после перевала еще пару.

Снежник перед пер. Чилик

На перевале Чилик стояли люди. Было видно, что их много и они явно ждут нас. Тропа упиралась в приличной крутизны снежник, который с утра еще не раскис – значит, бить ступени. Виктор, как всегда, пошел первым, Саня за ним. В то же время слева виднелась осыпь и какие-то зачатки тропы на ней. Я решил поступить по-умному и "обойти гору". Нина и Тасси последовали за мной. Олег, движимый одному ему известным духом противоречия, пошел за Саней. Без палок, как он всегда и ходит. Они шли долго, ибо бить ступени на таком снегу – занятие утомительное и очень ответственное.

Мы же поднимались по осыпи. Наверху нас уже ждала на спуск группа москвичей, тоже решившая не рисковать. Странная экипировка у них: шорты (у пары) и каски (у всех), в руках одинаковые деревянные палки... ну, да и Бог с ними. Собака наша привычно их облаяла – наверное, давала инструкции по дальнейшему спуску. Расспросили про их маршрут и поняли - люди делом занимаются, категорию себе нарабатывают (крайний перевал в километре-двух от людей, а они от него еще 25 км. изображают пешеходов), а не то, что мы по горам гуляем. Удачи вам!

Внизу - Хребет Дракона

К следующему перевалу Ацгара мы спустились по тропе. При взгляде за него стало ясно – впереди зона лугов, потом зона борщевиков, потом мух, говна и коров... зона людей. Альтернативой этому куску маршрута был путь по Загеданскому хребту, что в условиях грядущей непогоды (а сегодня был еще лишь вторник) могло сильно осложнить наше существование. Так что – вниз, привычно скатываясь по снежнику, потом брод через речку, потом тропа среди камней, потом среди травы, мухи, говно, духота,... но мы об этом уже знали заранее.

Вот и поворот – оказывается, мы обходили хребет, который прозвали "гребень дракона". Здесь уже другой рельеф – масса мелких болот, камни в траве и все то же душное состояние атмосферы. Явно собирался дождь. К 13:10 я не выдержал и сказал "ставим палатки!". Что-то неудержимо ныло в районе сердца, несмотря на бодрую ходьбу "на аскорбине". Дискуссию о времени и месте прервали первые крупные капли. В палатки мы заскакивали уже под явно начинавшимся дождем, который затем шел, не переставая часа 4. Опять молнии, правда, без града. С местом нам повезло сказочно – оно было практически единственным на ближайший километр вниз и вверх по маршруту. Про мою "связь с космосом" я лучше умолчу :)

Культурная программа на вечер была та же, что и вчера. Правда, по телевизору (открытый вход палатки) показывали уже другое кино про горы...

• День пятый
    Первый пошел!

Наконец-то среда! Напомню: по прогнозу на день выхода это должен быть день без дождя. И он таки был таковым! Вышли в 7:45, вдоль тропы, насыщенной мелкими болотцами, дотопали до первого из озер Пятиозерья за 1час 10мин. Солнце светило в спину, воздух был чист и свеж, на небе ни облачка. По такому случаю, Виктор и Олег решили искупаться в озере. Судя по их голосовой реакции, водичка была прохладной. Та же реакция, наверное, вызвала и сход небольшой лавинки со снежника неподалеку.

После почти часа отдыха с купаниями продолжаем движение вверх и вскоре приходим на берег еще более красивого озера. На берегу – цветущие рододендроны, треть поверхности занимает лед, в озеро спускается крутейший снежник. Место для ночевки, место для созерцания, место для обеда. Время, правда, всего лишь начало двенадцатого, но в горах с обедом всегда так – лучше пораньше, а то попозже может и не случиться. Погодный опыт предыдущих дней у нас уже вбит на уровне инстинкта.

А не пора ли нам подкрепиться?

Решили не мелочиться с бичпакетами и заварили полтора литра пюре с двумя банками тушенки. Плюс соточка спирта на четверых (Саня спортсмен, не пьет ни в одном из наших походах). Пейзаж завораживает. Озеро да еще Загедан-Скала, к которой у нас есть свой интерес. Кроме того, что это – красивейшее природное образование, у ее края есть перевал Загедан (1Б), через который нам вроде как надо спускаться, чтобы через пару дней выйти в район поселков Загедан и Дамхурц. А может и не надо, ибо все красоты почти что заканчиваются здесь, а ради еще пары озер ввязываться в лотерею с возможным (и возможно дорогим) трансфером не очень-то и хочется.

У кого точнее азимут?

Говорит дьявол: сигани со скалы, ведь вpоде ничего тебе не будет.

Отвечает Иисус: Ты посмотри, где я, а где скала! Баловство все это.

("Евангелие от митьков")

Поскольку в расслабленном состоянии думать совсем не хотелось, решили подняться к скале и перевалу с рюкзаками. Там посмотреть на него и решить – оно нам надо? Поднялись, посмотрели. Группа из мужчины в шортах, женщины с девочкой лет 12 в кедах и юной девушки, сидевших возле перевала долгое время, пошли обходить перевал по тропе сверху и через 15 минут показались уже на спуске. Неплохо шли, камней вниз особо не спускали. Нам за ними? А зачем? А зачем мы здесь с рюкзаками? А просто так... Дискуссия была более чем напряженной, но мы же – ГРУППА, так что наметили себе напротив озеро под самым хребтом и начали спуск к нему мимо недавно уже посещенных озер. Часа полтора шли.

Горячую дали, потрите спинку (С)

Хорошее оказалось озеро – теплое и гостеприимное. С удобным заходом в воду чтоб помыться, с холодным ручьем из тающего снежника, с веселыми голосами соседей на другом берегу. И без дождя. Весь день. Носки и майки постираны, головы помыты даже с мылом, ботинки просушены. Завтра мы ложимся на обратный курс, так что сегодня – почти что отвальная. Едим, пьем, играем,... но заходит Солнце, включаются лягушки (и это – на 2500м.!), пора спать.

• День шестой
    Время - 6 утра... поспать бы!

Без дождя. Сухая палатка, не холодно. Солнце будит нас довольно рано, и вот уже к 7:20 закончены все утренние хлопоты. Набираем воды, ибо путь по хребту обещает быть длинным и безводным, выходим. Меньше чем через полчаса уже шагаем без подъема наблюдая, слева и справа от себя фантастические виды. Тут тебе и весь Архыз и даже горы западнее него (правда, уже есть небольшая дымка), верховья Большой Лабы с впадающими в нее ущельями и реками Макера, Мамхурц, Дамхурц. Видно начало пути по реке Санчаре к Кислым источникам, что на реке Адзапш. Места все нам знакомые и хоженые, крайний раз совсем недавно.

Перо сипа на память

Это все – справа по ходу, а слева стоит Загедан-Скала, и такое впечатление, что мы уже второй час крутимся возле нее, никуда не уходя, меж тем как пейзаж справа меняется более радикально. Но слева еще и снежные карнизы (велико искушение обрушить некоторые из них), мелкие озера, количество которых размывает понятие Пятиозерья. Вроде как есть водка "Пять озер", не пьем ее, но слышал, что она нынче весьма часто бывает поддельной. Привезти бы сюда всех тех, которые ее подделывают, показать красоту этого места и утопить в одном из поддельных (исчезающих через месяц) озер...

Вода наша заканчивается, пытаемся набивать бутылки снегом. Нина находит прямо на тропе кем-то потерянную полную полуторалитровую бутылку воды для детей. Органолептическим методом анализируем находку (нюхаем), назначаем "грибного человека"(слабого на живот), ждем... пить можно! Разбавляем ей снег в своих бутылках, жизнь продолжается.

Кош в верховьях р.Речепсты

К 11:00 доходим до спуска в верховья р. Речепста. Знаем все минусы этого скотогонного пути, хотелось бы спуститься к пер. Пхия, но не знаем, есть там спуск или нет. Наверное, есть, но, если выбирать между тропой по известной ложбине северного склона и траверсом неизвестного крутого южного, ответ очевиден. Вот мы и идем, как бараны, количество которых на противоположном склоне хр. Абишира-Ахуба просто нереально зашкаливает.

Возле одного из боковых ручьев пообедали. Солнце уже жарит не по-детски дорога круто забирает в гору (есть тропа для обхода), не менее круто спускается к реке (ездить по ней только на полном приводе!), и вот к 15:30 мы все же достигаем места своей крайней ночевки – в 100м. выше моста через р. Речепста около дороги на пер. Пхия.

Костер - место для дискуссий

Ставим палатки, постоянно ожидая визита новомодного архызского арендатора – эдакого субъекта, хотящего с нас денег за размещение на "его земле". Нынче много таких, но нам повезло – в этот раз он не случился. Стали неподалеку от кострища – ну, значит, быть костру! Сжигаем накопленный свой мусор, что-то чужое, устраиваем настоящую отвальную. С разговорами, спорами, выходом Луны, дожиганием последней деревяшки... часа под 2 расходимся по палаткам.

• День седьмой
    Домой на перекладных!

Утро выдалось хмурым. Двое суток не было дождя, видимо, на небесах это - непорядок. Мы вышли в направлении пос. Романтик (9км. до него) в 7:15 и уже через полчаса наверху что-то громыхало. Спешить нам было некуда, но и мокнуть не хотелось, так что шли скоренько и к 9:00 уже были на автобусной остановке. Ознакомились с расписанием – ждать минимум 2,5 часа, если ехать до Черкесска. Ознакомились с тарифами такси из Зеленчука – но в одну машину мы все не влазим, да и вряд ли она за нами приедет. А телефонов архызских таксистов у нас нет. Ознакомились с ценами на пиво, куриный шашлык, лимонад... остро захотелось домой, тем более, что и романтики - шашлычники не были готовы к нашему визиту в столь ранний час.

Валяли ваньку, наблюдая за ходом строительства новых канаток и трасс на северном склоне хр. Габулу. Все когда-нибудь кончается - пришел автобус, и мы уехали. На беду водителя он остановился в Архызе "на 15 минут", за которые я успел закупиться хычинами и айраном в привычном мне месте. Уехали мы именно через 15 минут, а не через 5, как он хотел, объедаясь горяченными хычинами с сыром, запивая их нежнейшим айраном. До свиданья, Архыз!

Черкесск, автовокзал: пиво, мороженное, автобус в Пятигорск, ЖАРА. Пока мы проклинали дожди и обледенелую в первую ночь палатку, даже не догадывались о том, что творилось "на Земле". А тут,... наверное, мы все уже грешники и живем в аду. Надо снова в горы, там – РАЙ!

P.S. Участники похода (слева направо):

На сегодня прогноз БЕЗ ДОЖДЯ!

- Нина Милантьева (Пятигорск);

- Тасси Китайская (Пятигорск);

- Андрей Милантьев (Пятигорск);

- Виктор Курдов (Пятигорск);

- Александр Курак (Санкт-Петербург);

- Олег Милантьев (Краснодарский край);

Фотографии: Олег и Нина Милантьевы.

Даты похода:

2018, июнь, 23 - 29

Публикация:

2018-07-13

Все походы в этом районе: